Исламские батальоны, укомплектованные чеченцами, помогают Украине в войне против ополчения

«Одетый в камуфляж, с густой седой бородой, покрывающей грудь, с длинным охотничьим ножом в ножнах, пристегнутым к ремню, этот мужчина в полупустом зале ресторана выглядел зловеще. Официанты в нерешительности стояли у дверей кухни в ожидании, не прикажет ли этот бывший чеченский полевой командир, называющий себя просто «мусульманином», еще чаю.

Подпись к изображению. Бойцы чеченского батальона воюют против пророссийского ополчения, Лисичанск, Украина
08chechens-web1-superJumbo

Даже для украинцев, уже закаленных в боях за год войны против пророссийских сепаратистов, появление исламских бойцов, в основном чеченцев, в прифронтовых городках, оказалось сюрпризом. Впрочем, для большинства – приятным.

«Нам нравится воевать с русскими», сказал чеченец, отказавшийся назвать свое настоящее имя. «Мы всегда с ними воевали». Он командует одним из трех добровольческих исламских батальонов, которые, наряду с другими тридцатью подобными подразделениями, воюют сегодня на востоке Украины. Исламские батальоны как правило дислоцируются в самых горячих точках, именно поэтому чеченцы расположились в этом районе.

В последнее время обострение боевых действий нарастает под Мариуполем, представляющим собой стратегический морской порт и промышленный центр, который давно стремятся захватить сепаратисты. Наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе говорят, что они фиксируют постоянную доставку российской военной техники в ночное время по железнодорожной ветке к северу от этого места.

08chechens-web2-superJumbo
Подпись к изображению. Иса Мусаев и другие исламские боевики на Украине, январь 2015. По словам другого командира, Мусаев участвовал в создании чеченских батальонов и был убит в феврале.

Недавно украинские власти опубликовали фотографии, которые, по их утверждению, были сделаны беспилотным устройством, патрулировавшим небо над северной частью города. На снимках видно скопление тяжелых вооружений, включая танки и гаубицы, на позициях ополчения.

Ожидая наступления в ближайшие месяцы, украинцы рады любой помощи. Они считают, что находятся в крайне невыгодном положении по сравнению с сепаратистами, поскольку западные страны отказываются предоставлять правительственным силам такую же военную помощь, какую ополченцы получают от России. Их армия, коррумпированная и испытывающая недостаток в финансировании, крайне неэффективна. Поэтому украинцы рады любой поддержке, даже от исламских боевиков из Чечни.

«Я воюю уже 24 года, с тех пор, как развалился Советский Союз», сказал этот чеченский боец в интервью корреспонденту «New York Times». «Эта война для нас никогда не прекращалась. Мы никогда не переставали и никогда не перестанем воевать с Россией».

Украинское командование встревожено тем, что сепаратистские группировки планируют захватить дороги, ведущие к Мариуполю и взять в осаду город, население которого до войны составляло около полумиллиона человек. Чтобы этого не произошло, город вынужден полагаться на таких защитников, как правые радикалы и исламские боевики.

Чеченский батальон носит имя шейха Мансура, одного из лидеров сопротивления российской оккупации в 18 веке. Подразделение подчиняется украинской националистической группировке «Правый сектор».

Ни батальон «Шейх Мансур», ни «Правый сектор» не входят официально в состав полиции или армии, и украинские власти отказываются комментировать, сколько именно чеченцев воюет в восточной Украине. Никто из них не получает за это денег.

Помимо общего врага, чеченские вооруженные группировки мало что объединяет с украинцами, или, если на то пошло, с западными союзниками Украины, в число которых входят и Соединенные Штаты.

Например, «Правый сектор», сформировался во время прошлогодних уличных протестов из нескольких украинских радикальных националистических группировок, таких как «Белый молот» и «Тризуб» имени Степана Бандеры. Другая группировка, батальон «Азов», откровенно неонацистская, использует символику в виде «когтя волка», ассоциируемую с войсками СС. Не касаясь проблемы нацистской символики, чеченец сказал Эндрю Крамеру, что хорошо ладит с националистами, поскольку, как и он, они любят свою родину и ненавидят русских.

Чтобы усилить военный потенциал регулярной украинской армии и уменьшить зависимость Киева от подобных нелегальных вооруженных группировок, армия Соединенных Штатов обучает бойцов Украинской национальной гвардии. Американцам строго запрещено инструктировать бойцов батальона «Азов».

Со времен афганской войны 1980-х годов, Москва обвиняет Соединенные Штаты в поощрении исламских боевиков, воюющих с Россией вдоль ее южных границ. Эта политика призвана решить сразу две проблемы – способствовать сдерживанию России и отвлекать боевиков от самих Соединенных Штатов. Чеченский лидер Рамзан Кадыров обвинил поддерживаемое США грузинское правительство в организации проникновения исламских радикалов на территорию Северного Кавказа, впрочем, не представив этому никаких доказательств.

Воюющие на Украине батальоны «Джохар Дудаев» и «Шейх Мансур» в основном состоят из чеченцев, однако, в их составе есть и мусульмане из других бывших советских республик, например, узбеки и балкарцы. Третий батальон, «Крым», по большей части укомплектован крымскими татарами. Никаких сведений о связях США с этими формированиями Эндрю Крамер не обнаружил.

Вдоль линии соприкосновения, примерно в семи километрах к востоку, бойцы добровольческих батальонов носятся на гражданских автомобилях, стреляя через окна из автоматов АК-47, в то время как регулярные войска остаются на второй линии обороны в защищенных траншеях.

Чеченцы, что ни говори, отличные солдаты. Украинские командиры превозносят их выдающиеся качества как разведчиков и снайперов, говоря, что они тайно пробираются на нейтральную территорию, проводя разведывательные операции и вступая в стычки с противником.

Чеченцы знамениты также своими внезапными засадами и вылазками. В чеченских войнах у боевиков был обычай убивать взятых в плен офицеров и контрактников, однако солдат-призывников они оставляли в живых. Говорят, что на Украине чеченский клич «аллах акбар» вселяет страх в сердца русских бойцов.

В своем интервью чеченский командир сказал, что его люди любят воевать почти без защитной амуниции. «Мы считаем, так и надо», говорит он. «Мы верим в аллаха, поэтому нам бронежилеты не нужны». Во время интервью в ресторане этот чеченец сказал, что ему 45 лет, и что он воевал против России в обеих чеченских войнах, повидал немало крови. Когда он говорил о сражениях, отмечает Крамер, его глаза становились темными и непроницаемыми.

Для украинцев решение фактически принять в свои ряды таких людей,  как этот чеченец, проникающих сюда из Европы и Центральной Азии, означало получить на своей стороне закаленных и опытных бойцов. Чеченец, собеседник Крамера, жил во Франции и стал основателем батальона вместе с Исой Мусаевым, эмигрантом из Чечни, который проживал в Дании.

Мусаев, сказал он, получил устное одобрение от высшего руководства Украины, но «никаких документов не было подписано», и добавил, что в феврале Мусаев был убит в бою.

Несмотря на свою религиозность, чеченские подразделения в восточной Украине считаются приверженцами националистического крыла чеченского сепаратистского движения, утверждает эксперт по Чечне в составе Международной антикризисной группы Екатерина Сикорянская.

Впрочем, в этом уверены не все. Французские власти, измученные до крайности проблемами с исламским экстремизмом в эмигрантском сообществе, арестовали в этом году двух бойцов батальона «Шейх Мансур» по обвинению в принадлежности к экстремистской группировке «Исламское Государство», сказал чеченец. Однако, он отрицал, что они были членами этой группировки.

«Вся Европа трясется от страха перед русскими», заявил он. «Это же выгодно для Европы, что мы здесь воюем, как добровольцы. Но не все это понимают».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Исламские батальоны, укомплектованные чеченцами, помогают Украине в войне против ополчения”

Добавить комментарий