Третья осада Крыма

Крым славится историей несокрушимости его самого знаменитого города Севастополя во время двух длительных и жестоких осад в ходе Крымской войны (1854-55 гг.) и Второй Мировой войны.

image

Сейчас началась третья осада. После присоединения Россией полуострова в марте 2014 года, США и Европейский Союз в отношении Крыма ввели одно из самых жестоких в мире эмбарго. Почти все торговые и транспортные связи, а также банковские операции были заблокированы. Такой режим санкций суровее введённого против России и сопоставим с эмбарго, наложенным на Кубу, Иран и Судан. В то же время он уникален в отношении применения к одной из областей страны, а не всего государства в целом.

Условия эмбарго настолько строгие, что американские юристы советуют своим клиентам избегать вести дела с Крымом. Эмбарго распространяется даже на такие иностранные товары, 25 процентов которых производятся в Соединенных Штатах.

Более существенно для жителей Крыма то, что правительство Украины тоже ввело жестокие карательные меры в отношении своих утраченных территорий, прекратив транспортное сообщение, подачу воды и электроэнергии. В Верховной Раде обсуждается новый законопроект полной блокады полуострова.

Объявленная цель столь жестокого эмбарго – заставить Россию заплатить высокую цену за нарушение международного права и удержать её от дальнейших подобных действий, а также посадить Москву за стол переговоров.

«Вы можете требовать ваш военный трофей», приводятся слова высокопоставленного чиновника американской администрации в газете Нью-Йорк Таймс в декабре прошлого года, после объявления о введении нового комплекса санкций. «Но он не будет выгодным для вас, а мы не собираемся обеспечивать вам легкие условия».

Арсен Жумалидов (возможно, опечатка и речь об Арсене Жумадилове; прим. mixednews)  из Крымского Институт стратегических исследований в Киеве говорит, что «Киев рассматривает эту ситуацию как оккупацию украинских территорий государством-агрессором, и он должен вернуть их обратно способствуя повышению затрат, которые понесёт Москва за своё девиантное поведение». При этом он добавляет, что «население Крыма не предмет этого процесса».

По словам российского экономиста Натальи Зубаревич, расходы, связанные с присоединением Крыма действительно растут. По её расчётам российское правительство потратило 125 миллиардов рублей (три миллиарда долларов по прошлогоднему курсу валют) в виде прямых субсидий в 2014 году на Крым, или более чем в два раза больше суммы, расходуемой на второй по величине получаемых дотаций Северо-Кавказский регион Дагестан. По её прогнозам крупное экономическое субсидирование полуострова будут требоваться до 2020 года.

Финансовый приток оказал определенное воздействие. Российские власти говорят, что они подняли пенсии и зарплаты государственных служащих в Крыму до среднероссийского уровня (это заметно больше, чем в Украине). Но они не могут компенсировать убытки, связанные с резким падением туристической отрасли, или разрешить огромные логистические проблемы снабжении Крыма необходимыми товарами.

Экономическая блокада поставила крымчан в ещё более бедственное положение. Опасность для Киевского правительства и его западных друзей заключается в том, что эмбарго и санкции могут сделать жителей полуострова более враждебными к Украине и зависимыми от России. Позиция Киева будет доказана, но Крым может быть потерян.

Андрей Самброс – журналист, проживающий в столице Крыма Симферополе, пишет статьи для таких либеральных российских изданий, как «Новая газета» и поддерживает контакты с материковой Украиной. Он рассказал, как за год изменилась повседневная жизнь в Крыму после того, как западные санкции вступили в силу. Он может летать только в Россию. Такие кредитные карты, как Visa бесполезны. Все крупные банки не работают. Он не может купить пару джинсов или заказать их на «Amazon». Доставка посылок из России теперь занимает три недели. Он не может получить доступ к «Google Play», хотя Соединенные Штаты объявили в мае об ослаблении санкций в отношении Интернета и программных приложений, причинивших много неудобств интернет-геймерам и пользователям «Gmail».

Самброс лаконично подытожил бедственное положение рядовых крымчан: «два миллиона людей вдруг стали предателями». По его словам, у Киева по-прежнему есть «огромные ресурсы лояльности в Крыму, которые он не использовал». Из двух миллионов крымчан, только 20 тысяч отказались от украинского гражданства. Большинство людей хотят поддерживать отношения, как с Украиной, так и Россией.

Но общий эффект заключается в том, что теперь местные жители возлагают надежды на Москву и, в частности, на 19-километровый мост через Керченский пролив в Россию, строительство которого по словам российского правительства будет завершено к 2019 году.

«Они молятся на Керченский мост как на идола», сказал Самброс.

В то время как западные санкции доставляют серьезные неудобства крымчанам, разрыв контактов с материковой Украиной внёс существенные изменения в их повседневную жизнь.

Железнодорожное и автобусное сообщение с материковой частью Украины было разорвано. Основной источник воды для полуострова, северо-крымский канал, перекрыт, лишая фермеров возможности орошения своих полей. Подача электроэнергии из Украины носит кратковременный характер. В период новогодних праздников были проведены широкомасштабные отключения электричества.

Новые положения ограничивают обучение крымских студентов в учебных заведениях Украины. Теперь выпускникам требуется обменять их крымские аттестаты об окончании средней школы на украинские. Только после этого они смогут поступить в ВУЗы Украины.

Эта карательная тактика по отношению к отколовшейся провинции напоминает методы правительства Грузии, применяемые против сепаратистских территорий Абхазии и Южной Осетии. После войны с Россией в 2008 году, Михаил Саакашвили, занимавший тогда пост президента Грузии ввел закон об «оккупированных территориях», который сильно ограничивал контакты с двумя регионами и возлагал на Россию ответственность за их «освобождение от оккупации».

Наверное, не случайно термин «оккупация» стал часто употребляться в украинских публичных дискуссиях. В новом украинском правительстве сейчас работают бывшие высокопоставленные грузинские чиновники, в том числе и сам Саакашвили.

Но эта тактика потерпела неудачу в Грузии, она только ещё сильнее подтолкнула Абхазию и Южную Осетию к России. Абхазия в течение многих лет страдала от экономических невзгод, но сейчас у неё есть немного связей с Грузией, и она постепенно интегрируется в российскую экономику. В 2008 году правительство Саакашвили прекратило подачу газа в южноосетинский город Ахалгори, в котором большинство жителей грузины. Они были обречены пережить несколько холодных зим. Это вызвало в Южной Осетии жалобы о грузинской жестокости. Новое правительство, избранное в 2012 году предложило восстановить подачу газа, но в этом уже не было необходимости, поскольку русские уже начали строительство нового газопровода.

Конечно, Крым гораздо больше, чем Абхазия или Южная Осетия и сильнее опустошает российскую казну. Но это также более значительный политический приоритет для президента Путина. На примере Кавказа понятно, что ближайшие несколько лет будут иметь решающее значение: если русские смогут создать новые источники подачи воды в Крым и в конечном итоге построят мост на полуостров, Украина потеряет свои нынешние экономические рычаги и присоединение Крыма к России станет свершившимся фактом.

Перед правительством Украины стоит большая дилемма в Крыму, как реагировать на бесцеремонный захват  своих территорий более крупным соседом вместе с сотнями предприятий и объектов собственности. Пока что Киев идёт путём полной изоляции. Торговля с Крымом до сих пор продолжается, что приносит выгоду, как фермерам, так и предпринимателям с южной Украины, а также удобно для крымских потребителей. Объём торговли за период с сентября 2014 по январь 2015 года составил более 500 миллионов долларов.

Но даже эта торговля стала мишенью для националистических украинских политиков. Предложен законопроект полной блокады «оккупированных регионов», предусматривающий запрет торговли с Крымом, а также Донецкой и Луганской областями. Один из инициаторов законопроекта депутат Верховной Рады Сергей Высоцкий, сказал, что с гуманитарной точки зрения у него нет озабоченности по этому поводу. На вопрос о Крыме, он сказал корреспонденту, что «каждый украинский патриот за год смог бы  уехать оттуда».

Но почему они должны покидать свои родные дома? Осада Крыма является особенно болезненным для крымских татар, являющихся коренными жителями полуострова на протяжении многих веков. Они должны быть больше лояльными к Украине, чем к России. Теперь этот несчастный народ столкнётся с политическими преследованиями Москвы и изоляцией от Киева.

Один Крымский татарин, ныне житель Киева, сказал, что он не видит никакой стратегии по возвращению своей родины обратно в состав Украины. «Мы теряем Крым из-за такой политики», сказал он.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Третья осада Крыма

  1. «население Крыма не предмет этого процесса».
    Очень демократично! И, вообще, кмк, повторять «походы по граблям» (имею в виду и грузинский опыт, и, «котлы»и т.д.) очень характерно для действующей администрации Украины. Жалко украинцев, очень неплохие ребята, но …

Добавить комментарий