Почему США считают, что должны сдерживать Россию

В 1946 году, в начале холодной войны, американский дипломат Кеннан отправил сообщение из посольства в Москве, которое впоследствии приобрело широкую известность как «длинная телеграмма», где он обрисовал политику сдерживания в отношении Советского Союза. Основы этой политики были изложены в 1947 году в анонимной статье на страницах издания Foreign Affairs. США руководствовались этими принципами вплоть до окончательного распада СССР в 1991 году. Суть политики сдерживания заключалась в блокировании Советского Союза и его коммунистических союзников, а также в противодействии им «всегда и всюду», где только появлялся риск усиления их влияния.

Подпись к изображению: Американский дипломат и историк Кеннан (1904 — 2005, слева) приводится к присяге в качестве посла в Советском Союзе Раймондомм Мьюиром. Жена и дочь Кеннана наблюдают за этим
Containment-Display

С тех пор минуло уже около 70 лет, в течение которых многое стало другим. Советского Союза больше нет, глобальная конкуренция между капиталистической и коммунистической сверхдержавами осталась в прошлом, Россия больше не придерживается коммунистической идеологии. Но кое-что всё же осталось неизменным. Между Вашингтоном и Москвой в очередной раз возникла напряжённая дипломатическая конфронтация по поводу европейских окраин, обе страны вновь возглавляют соперничающие военные блоки, которые проявляют всё большую активность в проведении учений и наращивании военного потенциала. На повестке дня оказался вопрос, а не началась ли новая холодная война.

В действительности политика сдерживания никогда и не прекращалась. Вашингтон приостановил её на период 1990-х — начала 2000-х годов, когда Россия не требовала активного и открытого сдерживания ввиду своей слабости. Но как продемонстрировало дальнейшее расширение НАТО и ЕС, никуда не делась геополитическая необходимость предотвращения появления региональных гегемонов, обладающих возможностью бросить вызов США. В течение прошлого десятилетия Россия возродилась как региональная держава, и Вашингтон, похоже, вновь извлёк на свет изрядно запылившуюся «длинную телеграмму». Внимательное изучение нынешнего украинского кризиса и волнового эффекта, который он оказал на бывшую территорию Советского Союза, говорит о том, что важнейшие аспекты политики сдерживания Кеннана очень даже живы.

Стратегия сдерживания в Европе

Очевидно, при рассмотрении нынешней стратегии сдерживания США в отношении России следует начать с Украины. Прошлогодняя февральская революция на Евромайдане, когда Виктора Януковича свергли и заменили прозападной властью, была порождена опасениями, что Россия набирает слишком большую силу на Украине. Причём подобное беспокойство возникло не только в некоторых сегментах украинского общества, но и среди западных держав, включая США.

Хотя местное население в большом количестве участвовало в протестах, поддержка и влияние Вашингтона были заметной силой в их формировании. Американские чиновники, в том числе и помощник госсекретаря Виктория Нуланд, посетили демонстрации и оказали поддержку лидерам протестующих. Активное участие приняли американские неправительственные организации, точно так же, как это было во время оранжевой революции почти десять лет назад.

Россия не скрывала недовольства действиями США и Европы, назвав поддержанное Западом восстание незаконным переворотом. Москва ответила присоединением Крыма и поддержкой сепаратистского движения на востоке Украины, заявив, что оно ничем не отличается от акций протеста в Киеве. Это побудило США приступить к ещё более агрессивному сдерживанию России, начав с введения санкций. Москва ясно дала понять, что не отступит ни в Крыму, ни на востоке Украины, и США приняли новые санкции, параллельно увеличивая экономическую поддержку украинского правительства и военную помощь силам безопасности Украины. Таким образом, то, что начиналось как политическое сдерживание России на Украине путём оказания поддержки свержению пророссийского правительства в пользу ориентированного на Запад, перекинулось в экономику и сферу безопасности.

Подпись к изображению: Бывший Советский Союз (розовым цветом обозначены страны, сочувствующие России; фиолетовым – Западу; жёлтым – нейтральные)
former_soviet_union_new

Конечно, в соответствии с принципами сдерживания (как уже упоминалось, действующими «всегда и всюду», где мишень подобной политики может набрать влияние), США применили эту стратегию также и за пределами Украины. В Центральной и Восточной Европе Вашингтон возглавил деятельность НАТО по повышению численности войск и частоты военных учений в Польше, Румынии и странах Прибалтики.

Более тонкую политику США ведут в соседних с Украиной Молдове и Беларуси. Так, в Молдове Вашингтон поддержал усилия правительства, направленные на интеграцию с Западом. Кишинёв, как и Киев, стремится усилить политические и экономические связи с ЕС. И всё же политическая система Молдовы остаётся глубоко разделённой между прозападной и пророссийской партиями, что значительно усложняет работу с Кишинёвом в сравнении с Киевом. Тем не менее, США укрепили сотрудничество с Молдовой посредством совместных военных учений и увеличили политическую поддержку ориентированному на ЕС хрупкому правительству, пытаясь не допустить доминирования России в этой стране.

Ещё сложнее Вашингтону проводить свою стратегию сдерживания в Беларуси, учитывая, что, будучи членом возглавляемых Россией Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности, последняя в экономическом и военном отношении тесно связана с Россией. И тем не менее США принялись за экономическое обхаживание Минска. В то же время Вашингтон поддерживает прозападные оппозиционные группировки в стране, оказывая давление на президента Александра Лукашенко. Страх Лукашенко подвергнуться участи Януковича налицо, и Минск взял на себя ключевую роль в посредничестве переговоров по разрешению украинского кризиса. Лукашенко стремится показать, что его правительство может быть полезным мостом между Россией и Западом, а не просто союзником Москвы, слепо верным ей.

Стратегия задействована и на бывшей советской территории

Стратегия сдерживания США не ограничивается западными европейскими границами России – она простирается также на юг и на восток, на Кавказ и в Центральную Азию. Ключевым компонентом стратегии является Грузия, которая ещё агрессивнее добивалась интеграции с Западом, чем Украина и Молдова. Грузия поставила присоединение к ЕС и НАТО во главу угла своей внешней политики. И хотя членство в этих блоках является отдалённой перспективой, Тбилиси продвинулся в заключении соглашения об ассоциации с ЕС. Кроме того, до конца августа НАТО откроет учебный центр на территории Грузии. США работали в направлении усиления поддержки Грузии после российско-грузинской войны 2008 года, которая после быстрой победы России и сдержанной реакции НАТО во многом послужила определяющим моментом возрождения России.

Ещё одним сосредоточием стратегии сдерживания США является Азербайджан, в основном из-за значительных энергетических ресурсов страны и её стратегического расположения в маршруте Южного энергетического коридора. Американские энергетические компании сыграли ключевую роль в запуске проектов трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, предназначенных для поставок азербайджанских нефти и природного газа на запад. Теперь Европа вновь обхаживает Азербайджан как альтернативного поставщика энергии в таких проектах, как транскаспийский трубопровод. Кроме того, Азербайджан всё настойчивее бросает вызов действиям Армении и России в конфликте по поводу спорной территории Нагорного Карабаха, и Вашингтон принимает активное дипломатическое участие этом в давно тянущемся переговорном процессе.

Подпись к изображению: Азербайджанские нефть и природный газ (розовым цветом обозначен Нагорный Карабах; тёмно-фиолетовым – азербайджанская территория, оккупированная Нагорным Карабахом; жёлтым – территория Нагорного Карабаха, находящаяся под контролем Азербайджана)
armenia_azerbaijan_gas

В Центральной Азии стратегия сдерживания США сталкивается с большими трудностями, потому что в регионе нет явно прозападных стран. Более того, в нескольких государствах имеется российское военное присутствие. Тем не менее, США часто проводят совместные учения по борьбе с наркотиками и терроризмом в таких странах, как Кыргызстан и Таджикистан, создавая выгодное присутствие своих сил безопасности в регионе. США также побуждают Туркменистан, традиционно проводящий изоляционистскую политику, участвовать в транскаспийском газовом проекте, который мог бы существенно способствовать диверсификации поставок энергоносителей в Европу. Казахстан и Узбекистан также рассматриваются в качестве потенциальных участников подобных энергетических проектов.

Перспективы стратегии сдерживания

Хотя проводимая США стратегия сдерживания сильно разнится для каждой страны и региона бывшего Советского Союза, основной принцип остаётся неизменным: ограничить политическое, экономическое и военное влияние России на всей бывшей советской территории. Интенсивность политики сдерживания также может быть различной в зависимости от того, насколько могущественной является в данный момент Россия и насколько напористую политику она проводит, как показал период относительного затишья, наступивший по окончании холодной войны. Сейчас Вашингтон применяет стратегию сдерживания очень активно.

Это полезно иметь в виду, оценивая перспективы противостояния между Россией и Западом из-за Украины и стран бывшего Советского Союза. В настоящее время признаков смягчения конфликта не наблюдается, даже наоборот. В случае, если Россия пойдёт на обострение, США могут выбирать из широкого спектра экономических и военных вариантов в соответствии со своей стратегией сдерживания.

Одним из них может быть усиление поддержки на наиболее чувствительном театре противостояния России и Запада, то есть на Украине. США открыто обсуждали возможность поставок летального оружия украинским вооружённым силам, но до сих пор не пошли на это. Подобная угроза сама по себе была частью политики сдерживания, но эскалация со стороны России может превратить угрозы в реальность.

Другим вариантом может быть увеличение масштабов и интенсивности военных учений в таких областях, как страны Прибалтики и Грузия, в этих уязвимых точках России, примыкающих к её важнейшим регионам. Усиление политической и экономической поддержки энергетических проектов Южного коридора, например, транскаспийского, также является потенциальной угрозой для экономического и политического положения России. США уже прибегли к санкциям, и у них ещё есть возможности для нанесения дополнительного удара по ослабленной российской экономике.

Конечно, перед Соединёнными Штатами больше не стоит задача остановить распространение коммунизма или сдержать мощь России и её политическое влияние в глобальном масштабе. Но геополитическая необходимость, породившая политику сдерживания США в целях ограничения способности России проецировать силу за её пределами, по-прежнему актуальна и останется таковой ещё довольно долго.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Почему США считают, что должны сдерживать Россию”

  1. где то в ноябре месяце 2003 года в Вильнюсе в каком то то ли форум то ли конференция американский представитель заявил о необходимости сдерживания России. Уже осени 2004 года была сыграна первая партия украинского майдана. Где сыграна не виданный спектакль с двумя повторными перевыборами. теперь понятно чего добились американцы настаивая на перевыборы. они уже тогда задумали кровавые планы гражданской войны. А в 2005 году Юлия Тимошенко с трибуны верховной Рады заявляла о том, что Украина станет тем фактором который будет сдерживать Россию.

Добавить комментарий