«Мы всегда поставляли им военную технику, необходимую для борьбы с терроризмом», заявила в своем интервью пресс-секретарь МИД Мария Захарова. «Мы оказывали, оказываем, и будем продолжать оказывать поддержку властям Сирии» в этой борьбе.
Острые разногласия в связи с российской военной помощью сирийскому режиму, судя по всему, поставили под вопрос кратковременную активизацию сотрудничества, которая наметилась в августе нынешнего года, когда Россия, Соединенные Штаты Америки и Саудовская Аравия заключили соглашение о возобновлении совместных усилий по достижению политического урегулирования сирийского кризиса.
Некоторые аналитики склонны видеть в любых мерах Москвы по усилению военной помощи Сирии некий маневр президента Владимира Путина, направленный против Соединенных Штатов.
«В сущности, это попытка сыграть на шахматной доске президента Обамы», заявил независимый политический аналитик Константин фон Эггерт, ссылаясь на слова, сказанные ранее Путиным: «Вы хотите бороться против ИГИЛ? Отлично, я тоже. Я готов воевать. А, извините, так вы на самом деле не очень хотите воевать».
Россия может попытаться использовать исходящую от Америки критику своей военной помощи сирийскому правительству в качестве доказательства того, что администрация Обамы занимает чрезмерно мягкую позицию в отношении группировки «Исламское государство», а единственной ее целью является отрешение от власти президента Башара аль-Асада. Эггерт полагает, что «это может быть представлено как свидетельство нежелания Америки воевать против общего врага».
Владимир Путин предположительно должен принять участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, впервые за десять лет. Таким образом, он получит возможность с высокой трибуны заявить о решимости использовать все возможности России для борьбы с международным терроризмом, в том числе и на специальном заседании 27 сентября, непосредственно посвященном вооруженной конфронтации с ИГИЛ, организованном администрацией Обамы.
В прошлую пятницу Владимир Путин заявил, что Россия видит два направления урегулирования кризиса в Сирии: совместные боевые действия против боевиков «Исламского государства» и обеспечение легитимных политических преобразований. Усиление военной мощи сирийских ВВС и их возможностей по защите Дамаска несомненно способно предоставить Путину определенные рычаги в вопросах политического урегулирования в стране.
В Вашингтоне Госдепартамент США в субботу объявил, что госсекретарь Джон Керри провел телефонные переговоры со своим российским Коллегой Сергеем Лавровым и высказал предостережения в связи с активизацией военной помощи Сирии.
Согласно источникам в американских разведслужбах, Москва предпринимает шаги по усилению противовоздушной обороны в некоторых ключевых регионах Сирии, а также, возможно, ведет работы по строительству лагеря для размещения российского военного персонала.
В сообщении Госдепартамента говорится, что Джон Керри предостерег Сергея Лаврова, заявив, что подобная военная помощь может вызвать дальнейшую эскалацию конфликта, привести к новым жертвам, вынудить еще большее количество людей покинуть свои дома и стать беженцами, а также увеличить риск конфронтации с другими силами, ведущими войну против группировки «Исламское государство».
В понедельник министр иностранных дел Греции заявил, что изучает официальную просьбу Соединенных Штатов об отказе в предоставлении России разрешения на пролет ее самолетов, направляющихся в Сирию, над территорией Греции.
Мария Захарова заявила, что военная помощь Сирии осуществляется в рамках предложенного ранее президентом Путиным объединения усилий всех участников боевых действий против ИГИЛ. Конкретные детали, связанные с оказанием этой помощи, относятся к компетенции Министерства обороны, а не МИД. Министерство обороны России заявило в свою очередь, что всего лишь выполняет свои обязательства по существующим контрактам.
«Наше предложение состоит в том, что все международные организации, страны-соседи Сирии, участники оппозиционной коалиции, одним словом, все, кто вовлечен в решение проблемы, должны объединить свои усилия», заявила Мария Захарова, подчеркнув, что Москва уже поделилась своими соображениями с Вашингтоном. Поскольку высказанная идея предполагает обмен информацией между ключевыми игроками, добавила она, это будет способствовать минимизации риска возникновения каких-либо неожиданных разногласий и конфликтов.
Российские дипломаты высказывают свои подозрения относительно того, что негласной причиной массированной критики со стороны Соединенных Штатов является тот факт, что Америка и некоторые другие оппоненты режима Башара аль-Асада хотят использовать борьбу против ИГИЛ для достижения своей истинной цели – его свержения. Россия принципиально возражает как против этой цели, так и против подобного подхода.
Владимиру Путину удалось предотвратить предыдущую попытку США начать интервенцию в Сирию в 2013 году, благодаря достижению соглашения об уничтожении сирийских арсеналов химического оружия.
«Проблема состоит в том, что Запад не может привести ни одного примера, поясняющего их планы относительно ближайшего будущего Сирии», говорит Мария Захарова. «Что Запад планирует делать сразу после свержения режима Асада? У них что, есть волшебная палочка, которая мгновенно превратит гражданскую войну и хаос в Сирии в экономическое процветание?
Главной точкой преткновения в решении сирийской проблемы по-прежнему является судьба Башара Асада. Россия в целом отвергает утверждения о том, что он является непосредственным виновником нынешнего хаоса в Сирии и резкого усиления влияния исламского экстремизма, поскольку Асад отказался от компромисса с мирной оппозицией во время уличных протестов в 2011 году. Значительная часть представителей оппозиции, находящихся за пределами страны, настаивает на том, что его уход от власти является непременным условием любого урегулирования кризиса и дальнейших политических преобразований в стране. Россия же заявляет, что подобная позиция создает неприемлемые предварительные условия для начала переговоров.
Россия и Иран демонстративно опровергли утверждения о том, что их поддержка режима Башара Асада несколько ослабла. Иран, в течение долгого времени являющийся источником жизненно важной военной помощи властям Дамаска, вновь в понедельник высказался в защиту Асада впервые за последнее время.
«Те, кто создал всю нынешнюю обстановку вокруг сирийского президента за последние два года, виновны в продолжающейся войне, и именно они должны нести ответственность за кровопролитие», заявил в ходе своей пресс-конференции в Тегеране министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.