Об Украине можно забыть: ничего личного, просто бизнес, как обычно, между Европой и Россией

Всё было как в старые добрые времена – ещё до введения Евросоюзом санкций в отношении России в 2014 году. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке Газпром заключил три крупных сделки с рядом крупнейших энергетических компаний Европы.

0908gazprom01

Наиболее важной сделкой стало возрождение прибыльного обмена активами между российским энергетическим гигантом и Wintershall, энергетическим подразделением немецкого химического концерна BASF. BASF вышел из соглашения об обмене активами в декабре 2014 года из-за геополитических последствий вторжения России в восточную Украину и аннексии Крыма.

Сделки, заключенные во Владивостоке, являются свидетельством того, что немецкие, а также австрийские энергетические компании не хотят уходить из России. Соглашения также демонстрируют стремление Газпрома более прочно связать прибыльный газовый рынок Европы с Россией. В 2013 году Россия поставляла газ 28 странам ЕС, покрывая 30 процентов потребностей Европы.

Но что ещё более важно, сделки подтверждают намерения России покончить с ролью Украины как главным транзитёром российского газа в Европу. Пока половина объёмов российского газа, импортируемого Европой, идёт через Украину.

Вторая важная сделка, заключённая во Владивостоке, предусматривает участие Газпрома и европейского консорциума в строительстве трубопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря. Это позволит России поставлять больше газа напрямую в Германию в обход Украины.

В консорциум входят BASF, немецкая энергетическая компания E.ON, французская электроэнергетическая компания Engie, австрийская нефтегазовая компания OMV и голландско-британская Royal Dutch Shell. Газпром будет владеть 51-процентной долей в новой компании под названием «Новый европейский газопровод», которая будет заниматься развитием проекта. Другие партнёры будут иметь 10-процентную долю, кроме Engie — ей будет принадлежать 9 процентов акций.

Третье соглашение предполагает участие компании OMV в разработке нефтяных и газовых месторождений Уренгоя. Когда сделка состоится, OMV получит 24,8-процентную долю в проекте в обмен на передачу Газпрому части своих активов.

В целом, эти соглашения означают, что большие европейские энергетические компании хотят вернуться к обычному состоянию дел в отношениях с Россией, несмотря на продолжающийся конфликт на Украине и действующие антироссийские санкции со стороны ЕС.

Но у России тоже имеются свои причины продвигать подобные соглашения. Ей нужны технологии. Ей нужен надёжный европейский рынок. Неужели она действительно хочет зависеть от Китая в экспорте газа и торговле?

Поэтому, даже если Европа диверсифицирует свои источники энергоресурсов, а Европейская комиссия настаивает на том, чтобы Газпром стал играть по европейским правилам конкуренции — будут санкции или нет — Европа слишком прибыльна для России, чтобы её можно было игнорировать.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий