Как считается, на премьер-министра Ирака Хайдара аль-Абади оказывается «огромное давление» со стороны шиитских вооружённых формирований и сторонников жёстких мер, чтобы запросить помощь России для нанесения авиаударов по позициям боевиков Даиш (ИГИЛ). Это вынудило его объявить 1 октября, что Ирак будет приветствовать вмешательство России.
В среду шиитская партии Дава, являющейся крупнейшим парламентским блоком, направила письмо премьер-министру с требованием запросить помощь у России.
В Багдаде уже был открыт совместный разведывательный центр, осуществляющий обмен разведданными между Ираком, Ираном, Россией и Сирией.
Но на этой неделе новый председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал морской пехоты Джозеф Данфорд посетил Ирак и сказал, что получил заверения от премьера Аль-Абади, что Россия не будет проводить воздушную операцию против Даиш на иракской земле.
По словам генерала, Соединённые Штаты «не могут сейчас сотрудничать с Россией в контексте Ирака». Данфорд заявил журналистам, сопровождающим его в поездке в Ирак: «Я сказал, что для нас будет очень проблематично обеспечивать вас всей необходимой помощью, если ещё и русские будут проводить здесь свои операции. Мы не сможем проводить операции, если в Ираке будут действовать русские».
Но в связи с тем, что многие страны уже участвуют в военной операции против Даиш в Ираке, в том числе Великобритания, Франция, Австралия, Иордания, Марокко, Бельгия, Дания и Нидерланды, трудно понять, почему России нельзя этого делать без всяких рисков нанесения ударов по своим. Может просто США не желают делиться с Москвой кодами «свой-чужой», которые позволят российской авиации безопасно летать над Ираком?
В любом случае иракская пресса и парламент думают, что генерал Данфорд был слишком категоричен, рассуждая об обязательствах Багдада. Шиитские боевые отряды намерены добиваться привлечения России к борьбе с террористами. Парламент Ирака собирается рассмотреть этот вопрос в конце месяца.
С точки зрения шиитских политиков и ополченцев воздушные удары США по террористам были не слишком эффективными. По большей части их целью было сдерживание, а не уничтожение группировки Даиш.
Можно предположить, что администрация Обамы не собирается всерьёз бороться с Даиш, именно потому что против террористов воюют главным образом про-иранские шиитские группировки. Такая расстановка сил не устраивает иракских суннитов. США контактируют с вождями суннитских племён и убеждают их воздерживаться от участия в атаках на Мосул, пока не будет сформировано достаточное число суннитских вооружённых формирований, что позволит суннитам занять ведущие позиции в стране.
Шиитские группировки, наоборот, хотят наступать сейчас.
Стремление США не допустить в регион Россию, вероятно, является проявлением политики «сфер влияния» в стиле 19-го века. Тогда сферы влияния являлись исключительно важными. Именно такой подход вовлёк Британию в первую мировую войну. Лондон объявил Бельгию сферой своего влияния. Когда немецкая армия вторглась во Францию через Бельгию, Великобритания оказалась участницей войны.
Поэтому для США может оказаться неблагоразумным пытаться подобным образом претендовать на Ирак как на сферу своего влияния.