Израиль и путинская Россия – непростые взаимоотношения

В течение более 30 лет моим основным занятием на глобальной еврейской арене была борьба за освобождение советского еврейства. Эта деятельность потребовала от меня прямых контактов с советскими министрами, чиновниками и аппаратчиками, что позволило мне на собственном опыте получить представление о том оголтелом антисемитизме, который лежал в основе политики Кремля в отношении государства Израиль и евреев в целом.

unnamed4

Сегодня я вижу разительный контраст между антисемитизмом советского руководства и позитивным отношением нынешнего российского президента Владимира Путина к евреям, несмотря на тот факт, что он является бывшим офицером советской тайной полиции, КГБ, то есть органа, печально известного в том числе своим антисемитизмом. Это кажется еще более удивительным, если принять во внимание, что Путин сегодня использует национализм в качестве одного из главных элементов стимулирования общественной поддержки. Ведь русский национализм, распространенный еще со времен царской империи, и активно поощрявшийся советскими властями, всегда существовал в тандеме с ярко выраженным антисемитизмом.

У меня нет рационального объяснения экстраординарному отношению Путина к евреям, которое некоторые экзальтированные авторы склонны называть не больше и не меньше, как филосемитизмом. Кое-кто считает, что на него в юности повлияла его школьная учительница немецкого языка, еврейка Мина Юдицкая, ныне живущая в Израиле, которую он пригласил на прием в иерусалимском отеле «King David» во время своего последнего визита. Возможно также, что он, будучи весьма искушенным и прагматичным политиком, и зная о последствиях советского антисемитизма, пришел к пониманию того, что во многих аспектах еврейская поддержка может представлять собой полезный ресурс.

Путин безжалостно подавил воинственный антисемитизм в стране. Он всегда старается присутствовать на еврейских мероприятиях, таких как, например, открытие «Еврейского музея и центра толерантности» в Москве, для которого он выделил 50 миллионов долларов из государственных средств, и даже сделал символическое личное пожертвование в виде своей месячной зарплаты. Он также неоднократно посещал празднования Хануки и направлял теплые послания с добрыми пожеланиями евреям накануне Рош-ха-Шана, еврейского Нового Года, что вообще является беспрецедентным, особенно для националистического российского лидера.

Не менее потрясающим является тот факт, что несмотря на свое стратегическое сотрудничество и альянс с сирийцами и иранцами, Путин сознательно оставил открытыми каналы коммуникаций с Израилем, что было подчеркнуто его личным визитом в эту страну в июне 2012 года. Причем, Израиль стал первой страной, которую он посетил после избрания на свой пост. Он часто тепло отзывается о еврейском государстве, высказывая свою гордость в связи с тем, что среди граждан Израиля самую большую диаспору составляют выходцы из бывшего Советского Союза. Посещая Стену Плача в сопровождении главного раввина России Берла Лазара, он даже надел кипу, что, вне всяких сомнений, заставило его большевистских предшественников перевернуться в своих гробах. Путин также с безразличием отнесся к возмущению, вызванному этим поступком среди его арабских союзников.

Израильский премьер-министр Беньямин Нетаниягу совершил весьма искусный политический маневр, сохранив хорошие взаимоотношения с Россией и не войдя при этом в конфликт с американцами в связи с Украиной и Грузией. Кроме того, ни один израильский министр не высказывался с критикой в отношении Путина, несмотря на его альянс с Сирией и Ираном.

В сущности, до недавнего времени Нетаньягу удавалось убедить Путина отложить предоставление Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300, что могло существенно осложнить для Израиля задачу проникновения в воздушное пространство Сирии в случае военной конфронтации.

В сущности, на фоне грубейших ошибок президента Соединенных Штатов Барака Обамы, крупнейший геополитический прорыв Путина превратил Россию в доминирующую силу на Ближнем Востоке, обладающую сегодня даже большим влиянием в регионе, чем в период пика во времена холодной войны. Даже Египет отвернулся от США из-за их поддержки «братьев-мусульман» до такой степени, что также обозначил готовность сближения с российским лагерем.

Соединенные Штаты в сущности подтолкнули экономически слабую Россию к альянсу с шиитами, направленному якобы на борьбу против ИГИЛ, а на самом деле преследующую цель сохранения режима Асада, который, несмотря на поддержку Ирана и ливанской «Хезболлы», находился на грани краха.

Путин язвительно отозвался о предпринятых американцами попытках «распространения демократии», которое на деле привело к образованию вакуума власти, стремительно заполненного ИГИЛ. Во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Путин, высказываясь о западной поддержке так называемой «Арабской весны», заявил: «Вы хоть понимаете, что вы наделали?…Вместо триумфа демократии и прогресса мы видим там насилие, нищету и гуманитарную катастрофу. И никого абсолютно не волнуют права человека, включая даже право на жизнь».

В отличие от слабого и неуклюжего Обамы, он проявил себя как проницательный и умелый стратег, на которого можно смело возлагать надежды, что он останется верным своим союзникам и сумеет противостоять своим врагам.

В результате произошедших событий, ситуация стала для Израиля значительно более сложной, и имеются логические основания для опасений, что нынешняя конфронтация России с Соединенными Штатами одержит верх над эмоциональным филосемитизмом Путина. Его последняя встреча в Москве, во время которой он выразил свою солидарность с Асадом, не может служить поводом для облегчения.

Впрочем, нынешнюю ситуацию никак нельзя назвать «черно-белой». Непосредственно после объявления о начале российской интервенции в Сирии, Путин договорился о трехчасовой встрече с Нетаниягу, который прилетел в Москву, чтобы обсудить комплекс мер, необходимых для минимизации любой возможности военных накладок, а также чтобы защитить некоторые интересы безопасности Израиля. Координация действий между двумя странами осуществляется на наивысшем возможном военном уровне, причем Россия контактирует  по прямой линии экстренной связи непосредственно с советником по национальной безопасности Израиля Йоси Коэном, информируя его заранее о своих бомбовых ударах по объектам в Сирии.

Более того, по словам обозревателя 2-го канала израильского телевидения Эхуда Яари, русские определили для Израиля будущую роль в своей зоне влияния, предложив приобрести значительную долю в недавно разведанных месторождениях природного газа в Израиле и обеспечить военные гарантии безопасности против атак Хезболлы в прибрежных районах. Российское предложение предусматривает также возможность экспорта этого газа в Европу.

Однако, Израиль остается, что называется, между двух огней. Он должен проявлять чрезвычайную осторожность, чтобы избежать конфликта с Конгрессом  США, который в высшей степени недоволен глобальным экспансионизмом Путина.

Некоторые эксперты утверждают, что Путин всего лишь воспользовался ситуацией, чтобы укрепить статус России как великой средиземноморской державы. Крайне маловероятно, что он направит сюда свои наземные войска, учитывая давнее поражение в Афганистане. Осознавая, что полная победа в этой ситуации практически невозможна, Путин может ограничиться тем, что спасет Асада, а затем согласится на раздел Сирии и отставку Асада в обмен на уступки Соединенных Штатов, например, ослабление экономических санкций, введенных из-за Украины.

Глубоко осознавая мессианское стремление иранского режима стереть Израиль с лица планеты, оптимисты допускают возможность, что русские отговорят иранцев от прямого нападения на Израиль. Они утверждают, что шиитские фундаменталисты, каковыми являются иранцы, также представляют долгосрочную угрозу для Кремля, особенно учитывая быстрорастущее и все более агрессивное мусульманское меньшинство в России, которое уже давно подвергается пропаганде ИГИЛ. Ведь значительная часть боевиков этой группировки имеет российское происхождение, либо приехала из других бывших советских республик.

Правительство Нетаниягу следует похвалить за его усилия по изоляции страны от этого конфликта. Однако, ситуация весьма нестабильна и может в любой момент сдвинуться в направлении интенсивной конфронтации крупных держав в ближневосточном регионе. Израиль также осознает возможность конфронтации с русскими, в том случае если они продолжат свое сотрудничество с Ираном, который стремится предоставить Хезболле современные ракетные системы.

Как бы то ни было, есть утешительная надежда, что все как-то образуется, ведь Путин предпочитает не действовать против Израиля и не стремится к его уничтожению, как некогда большевики. Впрочем, его позиция может измениться, если Путин сочтет, что Израиль представляет собой серьезное препятствие для осуществления его планов формирования нового Ближнего Востока.

Для меня остается в какой-то степени непостижимым, как совмещается позитивное отношение Путина к евреям с советским антисемитизмом. Ни я, ни кто-то другой из бывших «отказников» не мог бы даже вообразить, что когда-нибудь, уже живя в Израиле, мы станем свидетелями визита бывшего офицера КГБ в качестве президента России, который будет проявлять скорее дружеское отношение, чем ненависть к еврейскому народу. Мы должны молиться, чтобы все это не было отброшено под влиянием соображений реальной политики.

Автор, Изи Лейбер – публицист и правозащитник, ветеран  и в прошлом лидер международного еврейского движения

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Израиль и путинская Россия – непростые взаимоотношения”

  1. ещё бы евреанал назначил смотрящим по дойной корове «Рашка» не своего в доску жыда.
    Пукин — жыд, Пукин жил, Пукин не жив, но дело кагала по раздраю рашки продолжается,
    прикрытое ряшкой, подогнанной под Пукина.
    Абрам всё проталкивает сраиль, надеясь подклеить мысль о жыдах в м0зги популяции,
    но вызывает этими напоминаниями одно раздражение, которое добьёт это отродье.

Добавить комментарий