Россия не может быть союзницей Запада в Сирии

Утверждения о том, что Россия может стать союзницей Запада, стали в последнее время практически общим местом в мировых СМИ. Неужели на фоне российской интервенции в Сирии невозможно сформировать новую коалицию с Кремлем против общего врага?

Vladimir Putin, Bashar Assad

Подобные аргументы отвлекают внимание от одного важного обстоятельства. Кремль и «Исламское Государство» (ДАИШ) имеют общие интересы, связанные с разрушением нынешнего мирового порядка. Однако, степень опасности, которую представляют собой эти силы, различна, и взвешенная внешняя политика предусматривает необходимость правильной расстановки приоритетов, чтобы исключить ошибочный выбор.

Недавно в газете «Financial Times» обозреватель Гидеон Рахман утверждал, что в сирийском конфликте Россия фактически является союзницей Америки. Если кто-то сомневается, он всегда может ознакомиться с мнением германской Социал-демократической партии, что Россию следует рассматривать как силу, стоящую на нашей стороне конфликта. Координатор сотрудничества с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнёрства, член германского Бундестага Гернот Эрлер утверждает, что Запад и Россия должны сотрудничать в Сирии.

Группировка ДАИШ, без сомнения, является реальной угрозой. Однако, это все же не угроза существованию западного миропорядка. Главное препятствие, не позволяющее разгромить ДАИШ, вообще не связано с воинскими качествами боевиков и их командиров. В сущности, главная проблема состоит в том, что все страны, входящие в международную коалицию против ДАИШ, имеют собственные приоритеты, значительно перевешивающие необходимость совместной борьбы против этого самопровозглашенного халифата.

Так, например, Саудовская Аравия хочет поставить на колени Иран, прежде чем проявятся в полной мере те преимущества, которые Тегеран получил после заключения ядерного соглашения с Западом. А интересы Ирана наиболее уязвимы именно в Сирии. Иран, в свою очередь, стремится любой ценой сохранить режим Башара аль-Асада, поскольку этот режим не препятствовал Ирану в снабжении всем необходимым группировки «Хезболла». Нынешняя администрация Соединенных Штатов пытается любой ценой избежать втягивания в очередную войну на Ближнем Востоке, в то время как главным источником тревоги для Турции является приближение курдов к их заветной цели, созданию собственного независимого государства. Широкая коалиция с Россией не изменила бы этого расклада, даже напротив. Кремль также хочет сохранить власть Асада, и не только потому, что падение режима означало бы очередную победу «цветной революции». Российский «набег» на Сирию стал результатом явного вакуума, оставленного западными державами, который предоставил Кремлю слишком соблазнительную возможность, чтобы от нее отказаться: он «продает» режим Асада стремящемуся избежать войны Западу как «меньшее зло», принимает на себя роль союзника в борьбе против ДАИШ, и надеется на отмену или ослабление режима санкций без каких-либо уступок на Украине. В случае успеха, Путин сможет поздравить себя с «дуплетом». Он добьётся отмены санкций, сохранив свои войска на востоке Украины, и одновременно гарантирует выживание разваливающемуся режиму Башара аль-Асада в Сирии.

О Кремле лучше судить по его делам, а не по словам: он может заявлять, что борется против ДАИШ, в то время как на самом деле наносит бомбовые удары в основном по силам так называемой «умеренной оппозиции». Это объясняется простой причиной: чтобы превратить Асада в «меньшее зло», необходимо сделать его единственной альтернативой боевикам ДАИШ.

Следует отметить, что вызов, который Россия бросила Западу в Европе, представляет собой сочетание нескольких факторов. Война, которую ведет Москва на Украине, связана не только с самой Украиной, хотя президент Путин, безусловно стремится сохранить за Россией контроль над политическим будущим этой страны. На самом же деле Кремль угрожает всей системе европейской безопасности. Эта архитектура основывается на нескольких опорах: Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ее парижской Хартии для новой Европы, Основополагающем акте НАТО- Россия, Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, Будапештском меморандуме и еще нескольких более мелких механизмах.

Россия стремится подорвать все до единой опоры и, надо сказать, добилась в этом потрясающих успехов. Вместо противодействия российской угрозе, западные правительства, в частности Берлин и Париж, явно недооценивая системный и структурный характер этой конфронтации, пытаются изолировать и заморозить конфликт вокруг Украины в надежде вернуть себе преимущества от сотрудничества с Россией. При этом они совершают колоссальную ошибку. Вновь и вновь действия Кремля демонстрируют, что его вызов адресован всему Западу в целом, а не только политическому будущему Украины. Риторика Кремля в отношении стран Балтии носит довольно угрожающий характер, не говоря уж о почти регулярных нарушениях воздушного пространства вдоль северной границы НАТО. Однако, самое главное, все предыдущие попытки изолировать конфликты с Россией приводили к плачевным результатам. Так, нарушение соглашении в шести пунктах о перемирии в Грузии в 2008 году осталось безнаказанным. Фактически оно предусматривало перезагрузку двусторонних отношений непосредственно после признания независимости Южной Осетии и Абхазии. А сейчас, несмотря на то, что Россия ясно показывает отсутствие каких-либо намерений полного соблюдения минских договоренностей, Берлин предлагает заключить торговое соглашение с Евразийским Экономическим Союзом, представляющим собой главное детище Путина. Предположения о том, что подобный шаг умиротворит Кремль, является опасным заблуждением.

Помимо прочего, соблазн действовать в унисон с Россией связан не только с ДАИШ и теми угрозами, которые исходят от этой террористической группировки. Во внешнеполитических элитах Европы наблюдается явное облегчение, связанное с надеждой на то, что российская интервенция в Сирии дает, наконец, повод для примирения с Кремлем. На этом фоне пора напомнить самим себе, что экстренное обычно вытесняет важное. Хотя ДАИШ и представляет собой серьезную угрозу, конфронтация с Россией носит гораздо более системный характер. Есть и еще одно обстоятельство, которое роднит Кремль и ДАИШ, и которое должно заставить нас отказаться от попыток союзничества с одной из сторон: и то и другое – враги свободы. Нет никакого смысла делать выбор между ними.

Автор, Дастин Дехе (Dustin Dehez) – германский аналитик, директор частного научно-исследовательского института «Manatee Global Advisors» во Франкфурте-на-Майне

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Россия не может быть союзницей Запада в Сирии

  1. Автор — обычное западное ЧМО с промытыми напрочь тупыми мозгами, для которого любая Россия — враг, а значит он и мой враг! Помни немчура 1945-й! Помни!

  2. Образец заказной статьи с претензией на анализ. Сравнивая РФ и ДАИШ не приводится никаких доказательств, только рассуждения о свободе которой противостоит Россия. Что РФ ограничивает свободу еропидорасов и лизбиянок или американских педофилов-священников? Запад выбрал конфронтацию с Россией и должен собрать ее плоды: беженцы арабы и африканцы, их износилованные женщины, тер. акты и др..

  3. Немцев америкосы в очередной раз ведут на убой. Но автор в главном прав, Россия против Запада, потому, что получила приговор от него. Вопрос жизни и смерти. Свободный Запад?…. Не смешите. Грабители с большой дороги.

Добавить комментарий