Российско-турецкая конфронтация: горячая дискуссия в Греции

Греция следит за развитием недавней ссоры между Россией и Турцией с нарастающей озабоченностью. Хотя правительство Алексиса Ципраса не смогло придать новый импульс отношениям между Афинами и Москвой, историческая близость со «светловолосым народом с севера» (так в греческой мифологии называется Россия) вышла на первый план с тех пор, как турки сбили российский Су-24.

greece-santorini-seaside-resort

Даже если отложить в сторону нынешние вопросы с беженцами, хлынувшими в Грецию из Турции (эта задача является частично внутренней, частично внешней), в стране предостаточно проблем из-за внутреннего социально-политического и экономического кризиса, который не удалось разрешить в результате прошедших выборов. Как следствие, обращённые внутрь страны СМИ уделяли мало внимания тому, что происходит за пределами еврозоны.

Тем не менее, недавние события, взрывы в Париже и в особенности кризис в российско-турецких отношениях, придали новое дыхание горячей общественной дискуссии, которая выносит на первый план историческую вражду, противопоставляет Ислам Православию и подпитывает теории новой холодной прокси-войны.

Общественные обсуждения ведутся среди греческих учёных, журналистов и стратегов. Общий подход сводится к тому, что Сирия с начала своего распада была театром серьёзной конфронтации между крупными международными игроками, а именно США и Россией. Первым непредвиденным последствием стал поток беженцев, наводнивших Европу с лета прошлого года. Многие аналитики уже предсказывают масштабные потрясения в граничащих с Грецией странах, не исключая перекройку карты и определение новых границ. Некоторые даже предполагают, что «Сирия может стать причиной третьей мировой войны».

Есть и более умеренные голоса, которые утверждают, что ничего катастрофического не произойдёт, по крайней мере, до конца президентского срока Барака Обамы. «В данный момент Обама предотвращает эскалацию. Никто не знает, что будет, когда он покинет свой пост», – отметил месяц назад один греческий политолог с хорошим знанием обстановки в США.

Уничтожение Су-24 турецкими истребителями запустило в Греции новый виток дискуссий по поводу того, какие ещё стратегические игроки действуют в регионе. Многие уверены, что Анкара хочет представить Россию как часть проблемы в Сирии, а не как часть решения.

Греческие аналитики полагают, что план, который США ранее пытались применить на Ближнем Востоке, поддерживая «умеренные» суннитские оппозиционные группы против светских авторитарных режимов (Каддафи, Мубарака, аль-Асада), в конце концов провалился. Это породило не только чудовищное ДАИШ, но и вызвало кризис беженцев, который поставил под угрозу единство Европы и её экономику. Возможно, наилучшим выходом из создавшейся ситуации был бы масштабный союз против ДАИШ, включающий Россию и удерживающий у власти сирийское правительство в течение некоторого периода времени. Но это, считают эксперты, пришлось не по вкусу Анкаре, чья политика, проводимая до сих пор, была сосредоточена на устранении сирийского правительства. Кроме того, Турция опасается, что в результате изменения планов США определённая роль будет отведена курдам.

«Модель стабилизации Сирии, на которой, по-видимому, сходятся США и Россия, ставит Турцию перед стратегическим поражением, потому что при таком развитии событий курдам суждено сыграть важную роль на военно-стратегическом уровне», – отметил один аналитик.

Если это действительно так, предстоит ли развертывание большего количества турецких войск в Мосуле в качестве очередного стратегического шага Анкары, направленного на демонстрацию своей значимости в регионе? И какими будут следующие действия России? И самое главное, намерен ли Запад в конечном итоге начать наземную операцию, в которой силы США, Франции и Британии выступят совместно с русскими единым фронтом против ДАИШ? Какую роль при развитии подобного сценария будет играть Анкара?

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий