Прекратить изоляцию Крыма

Полуостров Крым фактически превратился в остров. Уже в течение двух лет эта территория является непризнанной, отрезанной от материка военизированной границей, живущей в условиях торгового эмбарго, почти забытой международным сообществом и средствами массовой информации. Первоначальный оптимизм некоторых жителей Крыма, надеявшихся, что Россия быстро справится с интеграционными проблемами и превратит полуостров в образцовый курортный регион, давно развеялся.

72999238-2A52-4CA7-8A40-218C15C45F9A_mwdynamic_mhdynamic_s

В прошлом году российский писатель Леонид Каганов сказал, что аннексия Крыма напоминает кражу дорогого мобильного телефона без зарядного устройства. Он оказался прав. Недавно изоляция Крыма дала о себе знать в полной мере: 22 ноября украинские националисты и крымско-татарские активисты вывели из строя четыре линии электропередач, по которым Крым получал электроэнергию из Украины, погрузив полуостров и два миллиона его жителей во тьму. Это невыносимое положение продолжалось более месяца, и, несмотря на то, что энергоснабжение было в основном восстановлено, общая ситуация остается по-прежнему весьма шаткой и неустойчивой.

Вдохновленный тем хаосом, который возник в результате кризиса с электроэнергией, премьер-министр Украины Арсений Яценюк 16 декабря объявил, что его страна к середине января прекратит торговлю с Крымом, при этом вопрос поставок электроэнергии останется открытым.

Едва ли экономика Крыма способна выдержть еще более жесткую изоляцию. Хотя Россия повысила пенсии и заработную плату сотрудников органов власти и государственных компаний вскоре после присоединения, эти надбавки оказались полностью «съедены» высокой инфляцией, слабостью российского рубля и стремительно растущими ценами на базовые товары вследствие разрушения каналов регулярных поставок. Многие частные предприятия потерпели крах, а летний туристический сезон на побережье, составлявший основу крымской экономики с советских времен, оказался бледной тенью в сравнении с прежними годами.

Немногие иностранцы, приезжающие в последнее время в Крым – это, судя по всему, незадачливые представители маргинальных европейских партий, стремящихся к саморекламе, старые приятели российского президента Владимира Путина, такие как Сильвио Берлускони и изумленные увиденным знаменитости вроде американского боксера-ветерана Роя Джонса-младшего. В то же время, Крым переживает массовый исход молодых профессионалов. Уставшие от этой «островной» жизни, они решили искать счастья в украинских городах, таких как Киев и Львов, или крупных восточно-европейских центрах.

Географически и политически изолированный, беспечно отброшенный внешним миром, а порой даже и Москвой, Крым превратился в идеальную питательную среду для масштабной коррупции, спекуляций и нарушения прав человека, во что-то вроде секретной тюрьмы, недоступной для мониторинга международными организациями и в целом находящейся вне досягаемости для закона. Крым в течение десятилетий до кризиса 2014 года управлялся местными олигархами и боссами мафии, однако сегодня ситуация стала еще более мрачной в результате всплеска оголтелого национализма и раскольнической политики.

Крымские татары, коренное этническое меньшинство, непреклонно сопротивляющееся российской власти, подверглись наиболее болезненному удару. Российские власти захватили помещение Меджлиса, их органа самоуправления, запретили двум выдающимся татарским лидерам въезд на территорию полуострова и отказали в возобновлении лицензии крымско-татарскому телевизионному каналу. В то же время, выдающиеся представители этого сообщества подвергаются травле и оскорблениям. Крымско-татарские активисты, взорвавшие линии электропередач в прошлом месяце пошли на этот шаг, требуя освобождения политических узников и прекращения репрессий.

Каким может быть решение крымского кризиса? Власти в Киеве, а также многие зарубежные государства отказываются признать аннексию Крыма и настаивают на возвращении полуострова под юрисдикцию Украины. В то время как премьер-министр Яценюк обещает полностью перекрыть торговлю с Крымом, президент Петр Порошенко утверждает, что перспектива установления Европейским Союзом безвизового режима для граждан Украины будет серьезным стимулом для крымчан вернуться обратно в состав Украины. Эта стратегия «кнута и пряника» направлена на создание неприемлемых условий для жизни в Крыму, чтобы возвращение под власть Киева стало для жителей полуострова «единственным светом в окошке». Впрочем, у подобной тактики крайне мало шансов на успех.

В ходе визита в Киев в начале этого месяца, вице-президент США Джозеф Байден провозгласил: «Соединенные Штаты никогда не признавали, не признают в настоящее время и никогда не признают российскую попытку аннексировать Крым». Однако, Россия уже присоединила Крым. Захват полуострова был совершен вероломно, и результаты референдума, состоявшегося в марте 2014 года, едва ли можно признать честными и справедливыми, однако пути назад нет. Если бы Россия оккупировала Крым неофициально, как она поступила в отношении Приднестровья, принадлежавшего Молдавии, и грузинских регионов Южной Осетии и Абхазии, могла бы оставаться хоть какая-то надежда.

Так или иначе, любой, кто сегодня говорит, что Кремль из-за блокады откажется от своих претензий на Крым, или что большинство крымского населения мирно согласятся вновь стать гражданами Украины, либо пребывает в заблуждении, либо попросту демагог. Может быть, Крым и является камнем на шее России, но одновременно он является и жемчужиной в российской короне, которая оправдывает любые издержки. Таким образом, полуостров может выйти из-под контроля Москвы только в том случае, если сама Российская Федерация распадется на части.

Многие политики признают это в частных беседах, но не смеют произнести во всеуслышание. Однако, раньше или позже Украина и международное сообщество будут вынуждены смириться со свершившимся фактом. Энергетическая и торговая блокада, медленно затягивающая удавку на шее Крыма, безусловно, не остановит Владимира Путина. Она способна привести лишь к еще одному замороженному конфликту в черноморском регионе, способствовать процветанию и безнаказанности криминальных сетей и обеспечивать почву для дальнейших нарушений прав человека.

Урегулирование статуса Крыма постфактум по-прежнему является политическим табу. Киев не может просто простить насилие, которое Россия совершила в отношении восточных регионов Украины. Существуют и опасения, что признание претензий России на Крым будет воспринято как политика умиротворения и даст зеленый свет для вторжения в другие регионы российского «ближнего зарубежья».

Однако, Крым представляет собой особый случай, как с исторической, так и с географической и политической точек зрения. Он не просто является территорией России. Он является частью легенды, источником национальной идентичности, местом, известным когда-то под гордым названием «сад империи». Осознание того, что возвращение Крыма не может служить темой для переговоров с Россией, признание факта, что политика – искусство возможного, и начало переговоров о признании де-факто российской юрисдикции в Крыму, является единственным реалистичным решением проблемы.

Подобное решение могло бы оказаться наиболее продуктивным способом подтолкнуть Москву к полномасштабному сотрудничеству по гораздо более острым вопросам, таким как урегулирование конфликта в Восточной Украине, а также предоставить Киеву возможность полностью сосредоточиться на решении внутренних проблем. Это также могло бы привести к улучшению ситуации с правами человека в самом Крыму путем открытия полуострова для внешнего мира (включая мониторинговые организации) и к переговорам с Россией относительно четкой и детальной дорожной карты для обеспечения культурных и политических прав этнических и религиозных меньшинств. Сохранение нынешней политики блокады и «удушения в темноте» еще на 10 или 20 лет, превращение Крыма в очередную Кубу, не принесет пользы никому, ни украинцам, ни русским, а меньше всего самим жителям Крыма.

Автор, Димитер Кенаров – независимый журналист, пишущий о событиях на Балканах и в черноморском регионе, при поддержке Пулитцеровского центра кризисной журналистики

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Прекратить изоляцию Крыма

  1. По-моему, автор ищет пути сделать красивую мину в уже проигранной партии. Ну потому что когда мост построят, все его тезисы отправятся псу под хвост…

  2. соревнования кто наберет в рот больше дерьма и плюнет в Россию продолжаются. Изоляторы,епть.Афтар -клоун на подтанцовках, выпей йяду и забудь про Крым.

Добавить комментарий