Для стимулирования производства на отечественных вагоностроительных предприятиях и с целью обновления парка перевозчика, в Министерстве транспорта РФ издали указ о запрете эксплуатации вагонов с продленным сроком службы от 1 января 2016 года. По мнению чиновников из Министерства экономического развития, такие действия в краткосрочной перспективе приведут к повышению тарифов на перевозку и неспособности ОАО «РЖД» удовлетворить существующий спрос.
Распоряжение о сокращении старых вагонов издал Владимир Путин по просьбе гендиректора «Уралвагонзавод», Олега Сиенка. Однако чиновники из МЭР считают, что установка платы за простой на путях и запрет на эксплуатацию старых вагонов сделали невыгодным содержание лишних единиц вагонов. Сокращение количества вагонов приведет к сокращению предложения и повышению цены на перевозку. Обязательное обновление ведет перевозчика к дополнительным расходам, а это, в свю очередь, ляжет на плечи грузоотправителей. За динамиокй цен на жд перевозки можно следить здесь:
- http://cargo.rzd.ru
- http://goodlogistics.com.ua/zheleznodorozhnye-perevozki-gruzov
В связи с такими мерами существует высокий риск сокращения грузоперевозок железнодорожным транспортом. Но в МЭР есть и другие настроения. В частности, звучали мысли о том, что подобные меры приведут к восстановлению арендной ставки и постепенному росту инвестиционной привлекательности варианта развития с покупкой новых вагонов. Вопрос лишь в том, насколько радикально и быстро следует проводить данные меры.
Руководство ОАО «РЖД» отрицательно высказалось о возможном запрете на перевозку грузов в старых вагонах. Их поддержали и множество объединений предпринимателей, являющихся постоянными отправителями грузов по железнодорожному сообщению.
Постановление о запрете эксплуатации коснется следующих видов вагонов:
- цистерны,
- вагоны ледники,
- вагоны рефрижераторы.
Данный документ разработан на основе технического регламента Таможенного союза, в котором прописано правило о возможности продления сроков эксплуатации вагонов исключительно через их модернизацию. До этого перевозчик имел возможность продлевать срок эксплуатации вагонов на пять лет после капитального и деповского ремонтов. Изменение в законодательстве может вызвать мгновенный дефицит вагонов, так как на их модернизацию необходимо время и средства в размере от 850 тыс. рублей на вагон. Поэтому для введения постановления в силу следует выбрать наиболее подходящее время года с минимальным спросом на жд перевозки.
Объединения предпринимателей и промышленников обратились с в Министерство транспорта с просьбой о предоставлении отсрочки на обновление подвижного состава. По их подсчетам, необходимо минимум 3 года на замену всех старых вагонов, а резкое их изъятие из рынка перевозки создаст трудности как для перевозчиков, так и для грузоотправителей.
Отечественные предприятия по производству вагонов поддержали условия пролонгации использования старых вагонов. Их условием является создание четкого плана и сроков обновления подвижного состава, который значительным образом не повлияет на объемы железнодорожных грузоперевозок. Самым приемлемым вариантом называется модернизация вагонов с заменой и ремонтом основных вагонных узлов, что позволит увеличить технический срок службы до 33 лет.