Россия переоценивает свои отношения в сфере безопасности со странами Центральной Азии

С тех пор как произошла внезапная потеря российского влияния на Украине и возникло противостояние с Западом в связи с событиями в этой стране, Россия переоценивает свои позиции во всех странах бывшей периферии Советского Союза в военной сфере и в сфере безопасности.

Подпись к изображению: На фоне вынужденного пересмотра Россией ее военных и бюджетных приоритетов, совместные учения, подобные этим, состоявшимся в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в 2014 году, могут прекратиться
Подпись к изображению: На фоне вынужденного пересмотра Россией ее военных и бюджетных приоритетов, совместные учения, подобные этим, состоявшимся в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в 2014 году, могут прекратиться

На фоне постепенного перерастания войны на востоке Украине в долгосрочный замороженный конфликт, Москва стремится всеми возможным средствами упрочить свое влияние в пограничных странах Евразии. В последнее время усилены воинские соединения в западной части России, ведутся переговоры о создании авиабазы в Беларуси, а также о расширении военных поставок Армении, поскольку обе эти страны расположены в стратегически важных точках вблизи зон конфликтов и являются верными союзниками России, во всяком случае в сфере безопасности.

Хотя географически Центральная Азия гораздо больше удалена от Украины, чем другие бывшие советские республики, тем не менее она имеет существенное значение для стратегических интересов России. Близость этого региона к Афганистану лишь усиливает его стратегическую важность для Москвы. Что же касается Афганистана, его значение определяется тем, что страна является не только источником серьезных угроз для Центральной Азии, а следовательно и для российских интересов, но и действиями Запада.

Центральная Азия приобрела критически важную роль для Запада после теракта 9 сентября 2001 года, когда силы США и НАТО хотели использовать страны региона в качестве опорной базы для вторжения в Афганистан. Россия, сохранившая несколько военных баз в центрально-азиатских странах даже после окончания советской эпохи, сначала одобрила этот шаг, основываясь на общей обеспокоенности в связи с риском, который исходил от Аль-Каеды. Москва предоставила в пользование сил США и НАТО несколько авиабаз в таких странах как Узбекистан и Кыргызстан, а кроме того весь этот регион превратился в маршрут поставки грузов в Афганистан за счет создания Северной распределительной сети НАТО.

Впрочем, по мере затягивания войны в Афганистане, Россию все больше беспокоило, что Запад может установить свое постоянное военное присутствие в зоне, которую Москва считала сферой своего влияния. Запад постепенно утратил свои военные активы в этом регионе. Вначале были закрыты базы США в Узбекистане в 2005 году после кровавых беспорядков в городе Андижане и резкого ухудшения отношений с этой страной. Затем, в 2014 году под давлением России была закрыта база материально-технического обеспечения в Манасе, Кыргызстан. В то же время, Россия укрепила свое военное присутствие в Центральной Азии, увеличив воинский контингент и парк военной техники на базах в Кыргызстане и Таджикистане, а также углубив интеграцию в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, возглавляемого Москвой военного блока, в первую очередь в сфере противовоздушной обороны.

Тем не менее, сокращение присутствия сил НАТО в Афганистане не означает полного прекращения западного вмешательства в Центральной Азии. Соединенные Штаты продолжают обучение специалистов по антитеррористическим операциям и борьбе с распространением наркотиков в Таджикистане и Кыргызстане, а возросшая активность Талибана и ДАИШ вблизи границ Афганистана с Туркменистаном и Узбекистаном подтолкнула Вашингтон к активизации сотрудничества с этими странами в области безопасности. Даже несмотря на то, что Туркменистан и Узбекистан официально провозглашены нейтральными странами, они оказались в центре эскалации соперничества между Москвой и Вашингтоном, предпринимающими самостоятельные контртеррористические меры в этом регионе.

В то же время, нарастающие экономические проблемы, связанные с низкими ценами на нефть и введенными Западом санкциями, ограничивают возможности Москвы по поддержанию своего военного присутствия. Россия была вынуждена сократить свои расходы, уменьшив военный бюджет 2016 года на 10 процентов. При этом сохраняется вероятность дальнейших сокращений. Этим можно объяснить недавнее решение России уменьшить масштабы своего военного присутствия в Таджикистане. Из всех стран Центральной Азии он является наиболее уязвимым с географической точки зрения для возможных атак с территории Афганистана. Кроме того, в Таджикистане находится наиболее крупный военный контингент России численностью около 6 тысяч человек, а также несколько ее военных баз. Сокращение личного состава, объявленное 30 января, последовало за решением, принятым в декабре 2015 года, о передислокации персонала и техники с военной базы в Кулябе в другое место, расположенное ближе к столице страны Душанбе.

Нынешнее сокращение и реорганизация воинского контингента России в Таджикистане представляет резкий контраст с планами усиления военного присутствия, остававшимися в силе еще менее года назад. В апреле 2015 года командующий российской базой в Таджикистане объявлял о планах увеличения к 2020 году численности войск до 9 тысяч человек. Сообщив в конце января нынешнего года о сокращении личного состава, командующий Центральным военным округом России генерал-полковник Владимир Зарудницкий объяснил, что этот шаг даст возможность российским вооруженным силам увеличить мобильность и поднять боеготовность. Он заявил, что роль военной базы как аванпоста и гаранта мира и стабильности не изменится. Заместитель министра обороны России Анатолий Антонов 3 февраля подтвердил обязательства Москвы по защите Таджикистана, заявив, что Россия будет продолжать поставку техники и вооружений, а также обучать силы безопасности Таджикистана методам противодействия угрозам, исходящим от Афганистана.

Несмотря на попытки российских военных чиновников преуменьшить значение сокращения численности своих войск, это решение по всей вероятности, как минимум отчасти мотивировано давлением на Кремль, а именно сокращением российской экономики и дислокацией значительных сил у границы восточной Украины и в Сирии. В сущности, Россия не выполнила и предшествующих планов по наращиванию своего контингента на военных базах в Кыргызстане и других странах региона.

Москва становится более избирательной в отношении финансовой помощи, которую она оказывает некоторым бывшим советским странам. Кроме того, российские попытки более прямого вмешательства в инициативы в области обеспечения безопасности границ Туркменистана и Узбекистана пока не увенчались сколько-нибудь существенным успехом, поскольку обе эти страны опасаются военного стратегического сближения с Москвой. Растущая обеспокоенность центрально-азиатских стран в связи с тем, что Россия уже не столь сильна, как до украинского кризиса, также может сыграть роль препятствия для распространения ее военного влияния в регионе.

Тем временем, другие державы все более активно вмешиваются в проблемы безопасности в Центральной Азии. Одна из таких держав – Китай, чье экономическое присутствие в Центральной Азии за последние годы значительно возросло. Так например, в ходе своего визита в Китай 25 февраля министр внутренних дел Таджикистана Рамазон Рахимзода обсуждал возможность создания таджикско-китайского антитеррористического центра в Душанбе. Затем, 29 февраля специальный представитель Китая по борьбе с терроризмом и вопросам безопасности посетил Душанбе и говорил с таджикским президентом Эмомали Рахмоном об усилении сотрудничества между двумя странами. В этой беседе они вновь коснулись вопроса о создании совместного контртеррористического центра. Это означает, что в будущем Китай может взять на себя более активную роль в обеспечении безопасности Таджикистана. Однако, возможно Китай не захочет идти на прямое соперничество с Россией, предпринимая подобные шаги, которые могут указывать на то, что Пекин видит потенциальный вакуум в области безопасности в регионе, представляющем для него стратегическую важность.

Соединенные Штаты в течение последних недель также проявляют некоторую активность в вопросах безопасности Центральной Азии. Так, 22 февраля Пентагон запросил 50 миллионов долларов для оказания помощи странам Центральной Азии в области борьбы с терроризмом, дополнительно к уже осуществляемой поддержке. При этом основную часть этих средств предполагается направить на укрепление границы Таджикистана. На следующий день чиновники Министерства обороны США встречались в Пентагоне с делегацией из Узбекистана, а менее чем двумя неделями ранее посол США в Узбекистане Памела Спратлен упоминала об этой стране как о «главном партнере Вашингтона в деле обеспечения безопасности и стабильности во всей Центральной Азии. Эти события произошли после того, как США предоставили военную технику, включая более 300 транспортных средств Узбекистану в прошлом году. Очевидно, что граница Центральной Азии с Афганистаном является важным приоритетом для Вашингтона в связи с сокращением американского военного присутствия в этом регионе.

Таким образом, другие зарубежные страны будут усиливать участие в обеспечении безопасности стран Центральной Азии по мере того, как возможности России по распространению своего влияния будут снижаться. Нельзя сказать, что финансовые проблемы и напряженные отношения с Западом вынудят Россию полностью уйти из Центральной Азии. Москва исторически придавала большее значение вопросам безопасности, чем экономическим соображениям. Однако, давление на экономику России и ее военную сферу будет сокращать ее возможности экспансии в этом регионе, в то время как Соединенные Штаты, Китай и другие страны, возможно, предпримут шаги по заполнению любого вакуума, оставленного Москвой.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Россия переоценивает свои отношения в сфере безопасности со странами Центральной Азии”

Добавить комментарий