Россия посылает сигналы о заинтересованности в размораживании отношений с Турцией

Внезапно смягчив свою непримиримую позицию, Москва начала зондировать почву в поисках возможностей урегулирования конфликта с Турцией, сигнализируя о своей готовности открыть новую страницу в двусторонних отношениях. На днях руководство гражданской авиации России сняло запрет на полеты в турецкий курортный город Анталья, известный как турецкая Ривьера, который был в течение нескольких лет популярнейшим местом отдыха российских туристов.

1451551498_1975904_1

Никаких комментариев относительно решения, в соответствии с которым компания «Уральские авиалинии» будет осуществлять полеты в Анталью семь раз в неделю из городов Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Казань, не публиковалось.

Ранее Москва запретила продажу туристических путевок и полеты чартерных рейсов в Турцию, а также импорт некоторых турецких товаров, после того как 24 ноября прошлого года российский бомбардировщик был сбит турецкими истребителями. В декабре российский президент Владимир Путин подписал указ о расширении российских экономических санкций в отношении Турции.

Недавнее решение Москвы означает, что российские туристы могут отдыхать в Турции, как прежде. В прошлом году их количество сократилось на миллион человек и составило 3,6 миллиона.

Кроме того, во вторник на прошлой неделе высокопоставленный российский политик Валентина Матвиенко, занимающая пост спикера Государственной Думы, заявила: «Наши отношения с Турцией необходимо вывести из состояния глубокой заморозки. Мы в сущности готовы к урегулированию, но мы не являемся причиной этого охлаждения отношений между нашими странами. Для того, чтобы растопить лед, Турции необходимо предпринять определенные шаги и признать свою ответственность за сбитый самолет. К сожалению, мы не видим никаких признаков того, что Анкара готова пойти на подобный шаг».

Матвиенко возлагает вину на Турцию, настаивая на том, что Анкара «должна признать свою ответственность», однако, выдвинутые предварительные условия довольно туманны и неопределенны. Иными словами, подразумевается какой-то жест доброй воли, который позволил бы сторонам сдвинуться с мертвой точки. Очевидно, что позиция России существенно смягчилась, учитывая, что на пике напряженности Владимир Путин выказывал сомнения по поводу возможностей нормализации российско-турецких отношений до тех пор, пока нынешнее руководство в Анкаре остается у власти.

Дважды в течение последней недели Путин беседовал с эмиром Катара Шейхом Тамимом бин Хамад аль-Тани. Турция и Катар являются близкими союзниками в сирийском конфликте, а кроме того эмира связывают тесные личные отношения с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Возможно, эмир выступает в качестве посредника. В любом случае, очевидно, что кампания демонизации Эрдогана в российской медиа-пропаганде заметно пошла на спад.

Можно с уверенностью утверждать, что Москва готовит почву для возобновления диалога с Анкарой. Чем же объяснить возникающее ощущение неотложности и срочности этого шага? Попросту говоря, дело в сирийских мирных переговорах, идущих в Женеве. Взаимодействие с Анкарой превратилось в неизбежную практическую необходимость для российской дипломатии в продвижении мирного процесса в Сирии, поскольку Турция является ключевым игроком, обладающим реальной возможностью повлиять на обстановку, нравится это кому-то или нет.

В принципе, Россия создала в Сирии так называемую «бесполетную зону», однако продолжают поступать сообщения, что Турция тем не менее продолжает снабжать экстремистские группировки оружием и пополнением. Некоторые иранские источники даже заявляют, что в иракском Салахуддине группировка ДАИШ использовала новые вооружения производства 2016 года, которые джихадисты могли получить только от Турции.

Впрочем, в последнее время Анкара также пребывает в сдержанном настроении. Помимо ужасающих террористических актов в Анкаре и Стамбуле, это объясняется еще и осознанием Анкарой факта, что ситуация на театре военных действий меняется все более и более в пользу сирийского правительства, и перспектива свержения президента Башара аль-Асада становится все менее реальной.

Освобождение древнего города Пальмиры от боевиков группировки ДАИШ, которое представляется неизбежным, станет серьезным моральным стимулом для сирийского режима. Правительственные войска окружили Алеппо и отрезали город от большинства каналов снабжения из Турции. Как ожидается, в самом ближайшем будущем они предпримут попытку освободить и Ракку, так называемую «столицу» Исламского Государства.

Исходя из этого, становится очевидным, что приоритеты меняются, как для Москвы, так и для Анкары. Поскольку Москва заинтересована в соблюдении перемирия в Сирии, для Анкары также важно, что Россия придает столь серьезное значение развитию ситуации в стране. Иначе говоря, помощь Москвы способствует в том числе обеспечению законных интересов Турции в сирийском урегулировании.

Москва принимала в прошлую среду двух важных визитеров: министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и госсекретаря США Джона Керри. У обоих западных государственных деятелей имелись существенные причины призывать Кремль к восстановлению отношений с Эрдоганом.

Для Германии Турция является в высшей степени важным партнером в решении проблемы сирийских беженцев. Для Соединенных Штатов, Турция – это ключевой союзник по НАТО, чья холодная война с Россией стала препятствием (и потенциально опасным очагом напряженности) в сирийском мирном процессе.

Впрочем, с точки зрения Турции, наиболее острой проблемой является сближение России с сирийскими курдами. Согласно сообщениям СМИ, Россия помогает им в осуществлении военных операций, направленных на захват территорий районах северной Сирии, граничащих с Турцией. Россия также неизменно выступает за включение курдов в число участников мирных переговоров по Сирии, против чего яростно протестует Турция. Тем временем, курды недавно объявили о своих планах федерализации Сирии.

Судя по всему, Москва направила в пятницу важный сигнал Анкаре, явно продемонстрировав свое двойственное отношение к сирийским курдам. Заместитель министра иностранных дел и специальный представитель президента на Ближнем Востоке и в Северной Африке Михаил Богданов заявил: «Наша задача помочь курдам найти общий язык, общие знаменатели. Общесирийские интересы должны превалировать над узкопартийными и этноконфессиональными. Они должны исходить из того факта, что Сирия — единая страна, и нельзя ее растаскивать в разные стороны, это будет плохо для самих сирийцев и для региона».

Богданов также добавил, что у Москвы сложились хорошие отношения и контакты с курдами. Он почти открыто высказал заверения в адрес Анкары, что Москва готова предпринять дополнительные меры, чтобы не допустить расчленения Сирии. Наряду с прямыми дискуссиями между сирийским правительством и оппозицией, запланированными в апреле в рамках следующего раунда переговоров, наметились некие рамки потенциального компромисса между Москвой и Анкарой в отношении включения курдов в мирные переговоры.

Москве не удалось «изолировать» Эрдогана. С другой стороны, она совершила удачный шаг в направлении восстановления взаимодействия с Турцией во время визита в Стамбул иранского министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа.

Москва не может успешно осуществлять совместно с Вашингтоном координацию мирного процесса по Сирии, который был запущен с такими большими усилиями, если к нему не присоединятся региональные державы, чувствующие себя обойденными и исключенными из процесса. Разумеется, весьма щекотливой проблемой будет налаживание взаимодействия с воинственными противоборствующими сторонами и создание у них ощущения вовлеченности. Российская дипломатия активно действует на всем Ближнем Востоке, при этом Турция оказалась едва ли не единственным исключением, и эта «дыра» становилась все более неприемлемой. Таким образом, Москва сегодня предпринимает меры по ее ликвидации.

Автор — индийский политолог Мелкулангара Бхадракумар, в прошлом дипломат, посол Индии, работавший в Советском Союзе, Южной Корее, Шри Ланка, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий