В последние месяцы было много путаницы относительно того, каков порог безубыточности для российских и других производителей нефти. В частности, некоторые аналитики утверждали, что добыча нефти в России придёт к краху при ценах на нефть ниже сначала 40 долларов за баррель, потом 30 долларов и так далее.
Они не учитывают влияние стоимости рубля на затраты при добыче нефти. Слабый рубль снижает безубыточную цену российской нефти в долларовом выражении.
Они также игнорируют капитальные затраты на производство (которые выражаются не только в рублях, как например, небольшая часть долгов, номинированных в долларах и евро, но которые также частично компенсируются перекрёстным владением российского корпоративного долга дочерними банками и инвестиционными фондами). Как правило, упускается из вида структура капитала различных производителей, в том числе величины налоговой защиты и финансового рычага.
Третий фактор, определяющий точку безубыточности для российских нефтедобытчиков (и других), является возможность перераспределения добычи по месторождениям для снижения себестоимости, так как на менее выработанных месторождениях затраты на производство могут быть ниже.
Минэнерго России недавно заявило, что порог безубыточности добычи нефти марки Brent для российских производителей составляет около 2 долларов за баррель, что отражает (скорее да, чем нет) наличие неистощённых месторождений обычной нефти. Уровень безубыточности производства российской сланцевой нефти составляет 20 долларов за баррель. По оценкам Роснефти, безубыточная цена нефти снизилась до 2,7 долларов за баррель (оценка в феврале 2016 года) с 4,0 долларов (оценка в сентябре 2015 года).
Другим спорным вопросом является то, что аналитики используют цены марки Brent в качестве ориентира, в то время как для российской нефти используются цены на марку Urals, а в США цены определяются для марки WTI. Все три контрольных показателя движутся относительно друг друга, но с учётом двух факторов:
- Исторически спред между Brent и Urals составляет около отметки 3,5-4 доллара за баррель.
- Постоянно растут поставки иранской нефти, по качеству соответствующей больше нефти марки Urals.
Можно смело утверждать, что точка безубыточности в производстве российской нефти, вероятно, ближе к 7,5-10 долларам за баррель для Brent, чем к 20 или 30 долларам.
В нормальных экономических условиях добыча природных ресурсов должна быть направлена на то, чтобы получить больше доходов от их освоения для пополнения резервного фонда, снижая роль добывающих отраслей в экономике. Россия, по всей видимости, этим и занимается. А это означает, если предположить (несколько преувеличено, конечно) способность России повысить эффективность своих бюджетных расходов, что она сможет более эффективно использовать связанные с нефтью денежные потоки для внутренних инвестиций и развития.