Как могло бы выглядеть мирное урегулирование на Украине

Администрация Байдена давно настаивает на том, что ее цель – обеспечить Украине наилучшее положение «на поле боя, чтобы у нее были сильные позиции за столом переговоров». Сегодня уже очевидно, что контрнаступление, которое должно было привести Киев к этой цели, провалилось. И если не произойдет сюрприза, который удивит даже американских стратегов, положение Украины на поле боя не улучшится. США и их союзники могут продолжать отправлять артиллерию с современное оружие на Украину, но результатом этих инвестиций будут только массовые потери техники и гибель украинских солдат.

Война, похоже, достигла момента, когда чем дольше она продолжается, тем хуже для Киева. Настало время для заключения мира путем переговоров. Но каким мог бы быть этот мир? Дипломатическое урегулирование должно достичь трех целей. Украине должен быть гарантирован суверенитет, безопасность и потенциал для экономического развития. Россия должна получить гарантии того, что ее легитимные интересы в сфере безопасности будут соблюдены. А этническим русским на Донбассе должна быть гарантирована защита.

В идеале для этого должны быть выполнены три условия. США и НАТО не должны получить чрезмерного вознаграждения за свою готовность принять Украину в НАТО, нарушив обещание, данное России при распаде СССР. Россия не должна быть чрезмерно вознаграждена за вторжение в Украину. И, наконец, Украине не должен быть нанесен чрезмерный ущерб.

Украина пострадала от действий обеих сторон. Она стала жертвой российского военного вторжения. Но она пострадала и от действий США и их союзников, поскольку в самом начале войны она была близка к заключению соглашения с Россией на взаимно приемлемых условиях. Однако, США и Британия сорвали дипломатическое урегулирование и вынудили Киев продолжать военные действия, защищая уже не собственные интересы, а интересы Запада.

Наилучшей отправной точкой могло бы быть возвращение, насколько это реально, учитывая изменившуюся ситуацию, к более ранним соглашениям: как к Минским договоренностям, так и к стамбульским. Недавно Путин заявлял, что Россия готова к этому.

В Стамбуле Украина обещала «не стремиться к членству в НАТО». Это должно быть отправной точной для нынешнего урегулирования, поскольку это единственный пункт, от которого Москва никогда не сможет отказаться. Это всегда было красной линией Москвы, и именно это было важнейшим пунктом предложения, сделанного США и НАТО 17 декабря 2021 года, накануне СВО.

В обмен на удовлетворение этого ключевого пункта российских требований – прекращения расширения НАТО к ее границам, Украина должна получить удовлетворение своих очевидных требований в области безопасности.

Появились два варианта предоставления Украине гарантий безопасности. Какой из них более приемлем для Киева, еще неясно, но Россия в разное время заявляла, что ее устраивает любой из них.

На первый вариант намекнул в январе 2023 года Дэвид Игнатиус в статье для Washington Post. Он написал, что «официальные лица в США считают, что главное – предоставить Украине инструменты для самозащиты, то есть безопасность будет обеспечиваться мощными системами вооружений». Во второй раз эта идея была озвучена бывшим премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом, который, выступая посредником между Путиным и Зеленским, предложил принять «израильскую модель», путем создания сильной независимой армии, которая могла бы защитить страну. В начале 2022 года, по словам Беннета, и Зеленский и Путин приняли это предложение.

Второй вариант соглашения был найден в ходе переговоров в Стамбуле. Речь шла о том, что Украина «должна получить официальные гарантии безопасности от ряда стран». Как сообщалось, в их число должны были войти США, Россия, Британия, Франция и Китай. В Стамбуле обе стороны согласились с этим решением.

Однако, остается вопрос о территории. Это крайне сложный момент, который требует решения многих проблем обеих стран таким образом, чтобы Украина сохранила потенциал для экономического развития и процветания, а Россия не была чрезмерно вознаграждена за свою агрессию.

И здесь вновь отправной точкой может служить Минское соглашение. Оно предусматривало сохранение Донбасса в составе Украины на условиях широкой автономии. Реальность с тех пор изменилась, и Москва не позволит ни Донбассу, ни Крыму, вернуться в состав Украины.

В то же время, хотя Россия заявила, что недавно аннексированные территории не могут быть возвращены, но она, возможно, будет готова отказаться от части Херсонской и Запорожской областей и других территорий к западу от Днепра. Во время переговоров в Стамбуле Россия была готова вернуться к довоенным позициям. Теперь это уже невозможно, но границы все еще могут быть предметом переговоров.

Заверения России не захватывать Одессу и побережье Черного моря, позволили бы Украине сохранить потенциал для процветания, избежав превращения в «недееспособное государство». Россия могла бы также согласиться на вступление Украины в ЕС, за исключением любых обязательств в сфере безопасности. Историк Джеффри Робертс, эксперт по российской политике, предположил, что условия урегулирования могли бы таже обязать Россию помочь Украине встать на ноги, возможно, включая возвращение к льготным ценам на нефть и развитие инфраструктуры атомной энергетики.

В обмен на защиту этнических русских на Донбассе, Москва должна быть готова гарантировать защиту культуры, прав и собственности украинского народа на своих новых территориях. Путин должен с готовностью согласиться на такие гарантии. Его президентство отмечено толерантностью к этническим меньшинствам. Он рассматривает Россию как многонациональное государство, уважающее культуру и религию различных народов.

Россия также должна гарантировать суверенитет Украины. Украина должна иметь возможность мирно существовать как независимое государство и не ощущать угрозы со стороны России. Путин недавно намекнул, что такое соглашение возможно.

Все эти условия касаются проблем безопасности России, Украины и населения Донбасса. Большинство из них были согласованы в той или иной форме в недавнем прошлом. Они также отвечают условиям минимизации вознаграждения НАТО или России, и ограничения ущерба Украине настолько, насколько позволяет ситуация. Россия гарантирует независимость Украины, в то же время ограничивая территориальные завоевания на уровне Минских соглашений. Украина получает суверенитет, гарантии безопасности, причем более реальные, чем те, что предусмотрены статьей 5 Устава НАТО, а также финансовую помощь, необходимую для экономического развития.

Некоторые из этих условий трудно принять. Но реальность такова, что народы Крыма и Донбасса выбрали Россию, и эти территории уже не будут возвращены. Чем дольше будет продолжаться война, тем хуже будут условия, на которые Украине придется соглашаться. Если Запад продолжит подпитывать войну своими поставками оружия и боеприпасов Украине, это приведет лишь к дальнейшему разгрому со всеми вытекающими последствиями. Лучшее время для всех покончить с войной – сейчас.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий