Как считают эксперты, не похоже, чтобы российская экономика смогла выдержать еще год войны Владимира Путина с Украиной, однако и окончание боев может представлять для него реальную экзистенциальную угрозу.
В своем опубликованном анализе преподаватель Школы международных отношений Сент-Эндрюсского университета Марк ДеВор и профессор Киево-Могилянской академии Александр Мертенс объясняют, что Россия не может производить достаточно, чтобы восполнять потерянное на поле боя.
Например, военные теряют около 320 стволов танков и артиллерийских пушек в месяц, тогда как заводы могут производить только 20 стволов в месяц. По их оценкам, запас стволов для артиллерии в России закончится в 2025 году.
Кроме того, Россия теряет около 155 БМП в месяц, а ВПК может производить только 17 единиц в месяц.
«Россия не может продолжать вести нынешнюю войну после конца 2025 года, когда у нее начнут иссякать запасы оружия», — пишут они.
Но мобилизация экономики на время войны также подвергла ее риску после окончания конфликта.
ДеВор и Мертенс считают, что сокращение огромных расходов на оборону вызовет экономический спад и оставит многих без работы.
«Опыт других обществ — в частности, европейских государств после Первой мировой войны — показывает, что орды демобилизованных солдат и безработных работников оборонной сферы часто угрожают политической стабильности».
Война также перекосила структуру экономики, когда предпочтение отдалось оборонным предприятиям за счет малых и средних компаний, обслуживающих гражданский сектор, которые не смогут вобрать в себя военных и рабочих после войны.
Мирное соглашение, как считают ДеВор и Мертенс, оставит Путину три неприятных варианта. Первое — это сокращение оборонной промышленности, что спровоцирует рецессию, которая начнет угрожать режиму. Второе — необходимость поддерживать огромную армию, что будет подавлять экономический рост.
«Пережив упадок и падение Советского Союза по тем же экономическим причинам, российские лидеры, вероятно, попытаются избежать повторения», — добавляют они.
Третий вариант — сохранить армию и использовать ее для захвата необходимых ей ресурсов — «другими словами, использовать завоевания и их угрозу, чтобы оплачивать армию».