В прошлом месяце Трамп объявил, что прекратит войну на Украине в качестве подарка российскому народу. Условия этого мира, насколько нам известно из мирного плана генерала Келлога, неприемлемы для России и, безусловно, будут отвергнуты. В последующем интервью Владимир Путин предположил, что США и Россия должны иметь дружеские отношения, но должны обсуждать более важные вопросы, чем война на Украине.
Мы знаем, что Кремль и многие другие державы, включая Китай, Индию и Иран, остро заинтересованы в перекройке архитектуры безопасности Евразийского континента, а также в улучшении глобальных экономических, финансовых и торговых отношений.
Начиная с периода после Второй мировой войны, эти отношения в значительной степени благоприятствовали западному миру и особенно США. Ожидаемо, Запад здесь будет сопротивляться любым изменениям статус-кво. Однако, судя по заявлениям госсекретаря Трампа, нынешняя администрация, возможно, решила следовать другому подходу.
Секретарь Марко Рубио заявил, что послевоенный мировой порядок не только устарел, но и стал оружием против США. Но каким этот новый порядок мог бы быть, и с чего США хотеть его принять? Привлекательным этот переход делают экономические проблемы, включая неподъемные долги, перед которыми стоит администрация Трампа. Возможный результат переговоров между Трампом, Путиным и Си Цзиньпином — разделение глобального влияния на три основных блока плюс региональные.
Идея трехблокового мирового порядка восходит к британской имперской стратегии и повлияла на американскую послевоенную внешнюю политику, также дав название Трехсторонней комиссии. До Второй мировой войны аналогичную структуру предлагала Британия:
- Германия как доминирующая континентальная держава
- Доминирование Великобритании на евроатлантическом западе в союзе с США, и
- Обеспечение безопасности дальневосточных владений в союзе с Японией.
Современная мультиполярная версия этой концепции трехсторонности могла бы сделать Китай гегемоном в Восточной Азии, Россию — в Центральной и Восточной Европе, а США — в Америках. Региональные игроки Индия, Иран и Турция могли бы занять ключевые роли в своих сферах влияния. Такая реформа могла бы потребовать значительной корректировки границ, особенно в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и даже в Америках, что объясняет интерес Трампа к таким территориям как Панама, Гренландия и Канада.
Трамп серьезно рассматривает возможность присоединения Канады к США как 51-го штата, подчеркивая выгоды для обеих сторон. Эта идея не нова; она отражает исторические попытки связать США и Россию через Аляску и современные проекты туннеля через Берингов пролив.
Если бы США также добавили Северные территории Канады и Нунавут, они могли бы территориально соединиться с Гренландией (оставаясь несколько разделенными водой) и, подобно России, таким образом граничить с Арктикой. Могут ли эти события стать предметом будущей большой сделки между Путиным и Трампом? Время покажет. С сегодняшней точки зрения они могут показаться радикальным и опасным отходом от послевоенного статус-кво, но последний мог быть просто паузой в геополитических процессах, начавших формироваться еще в 1800-х годах.
Британии и европейским державам может не понравиться то, что грядет, но, вероятно, они мало что могли бы с этим поделать, если бы Россия и США решили двигаться в этом направлении. За последние 30 лет они по сути разоружились и стали полностью зависимыми от Соединенных Штатов. Британский истеблишмент все это тоже предвидел: в докладе, выпущенном Палатой лордов в декабре 2018 года под названием «Внешняя политика Великобритании в меняющемся мировом порядке», они признали, что их «особые отношения» с США являются «главным приоритетом и краеугольным камнем того, чего мы хотим достичь в мире». Они предупредили, что вторая администрация Трампа может поставить под угрозу особые отношения или даже положить им конец. Упс!