Источник перевод molten
26.10.2010
МОСКВА — В России твёрдую руку побеждает «волосатая лапа». За прошедшее десятилетие Владимир Путин, сейчас являющийся премьер-министром, построил чрезвычайно централизованную, практически неподотчётную политическую структуру — структуру, которая очень терпима и восприимчива к коррупции. Но сейчас, похоже, эта коррупция выходит из-под контроля Кремля.
Нынешний президент Дмитрий Медведев стремится углубить экономические отношения России с Западом после финансового кризиса 2008 года. Он подвёл Россию к дверям ВТО. В этом месяце он ездил с губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером и американской делегацией в новую школу управления, которая, как он надеется, поможет появлению в России некой версии Силиконовой долины. Во вторник он провёл совещание по поводу повышения экономической эффективности страны в городе Набережные Челны.
Но коррупция тормозит все его планы.
«Коррупция не болезнь, это боль. Это сигнал того, что что-то работает не так», заявил во вторник глава фонда «Индем» Георгий Сатаров.
Этот сигнал усилился во вторник, с выпуском 15-го ежегодного доклада Transparency International о положении с коррупцией в мире, ранжирововав страны от наименее, до наиболее коррумпированных. Россия сползла с 146 до 154 места из 178 стран, и стоит в одном ряду с такими странами как Таджикистан, Папуа Новая Гвинея, и ещё ряд африканских стран.
«Как страна может заявлять о мировом лидерстве, находясь на таком месте?», спрашивает Елена Панфилова, директор московского офиса Transparency International. «Такое место — национальный позор».
Существует, по ее словам, «катастрофический разрыв» между гражданским обществом и «государственным саботажем». Коррупция везде — в госпиталях и школах, в коммунальном хозяйстве и судах, а особенно в рядах дорожной полиции — и сказала, что Россия падает все ниже в международном списке из-за чувства безнаказанности в высших эшелонах государственного управления.
Согласно докладу, Россия была самой коррумпированной среди стран G-20. США из-за финансовых скандалов выпали из топ-20 наименее коррумпированных стран первый раз за всё время, что Transparency International выпускает свой ежегодный список. США упали с 19 на 22 место, и сейчас находятся позади Чили.
В октябре Медведев начал кампанию «Вперед, Россия» по борьбе с коррупцией. Но в июле он признал, что не добился никаких результатов. Он сетует на то, что министры в правительстве не исполняют его указания — прямое следствие, по словам Юлия Нисневича, главного научного сотрудника Transparency International в Москве, коррумпированной бюрократии, над которой внешний контроль больше не властен.
Нет никакого недостатка в законах, инструкциях, приказах и директивах против коррупции, сказала Панфилова. «Но они не работают».
Российские чиновники и должностные лица регулярно отчитываются о своих доходах и зарплатах, и тем не менее, говорит Панфилова, многие из них могут себе позволить виллы за рубежом, и дорогие автомобили.
Почти 80 процентов россиян считают, что коррупция является серьёзной проблемой, и сейчас она гораздо хуже, чем была 10 лет назад, говорит Денис Волков, который анализирует данные опросов общественного мнения для Левада-Центра в Москве. Большинство из того, что говорит Медведев — верно, и похоже, он в этом искренен. Но 71 процент опрошенных говорят, что все усилия по борьбе с коррупцией в итоге оканчиваются ничем.
Россия имеет долгую историю «связей» и взаимных услуг. «Что вы имеете в виду под коррупцией?», спрашивает 48-летний бизнесмен Евгений Ковтун. «Я кому-то помог. А потом он помог мне. Разве это коррупция? Нет, это бизнес».
Но сейчас коррупция монетизировалась. Сатаров в 2005 году подсчитал, что коррупционный оборот на тот год составил 316 миллиардов долларов, что больше, чем весь российский бюджет. И считает, что с тех пор сумма только возросла.
Коррупция стала почти непреодолимым препятствием на пути экономического развития России, сказал он. «Нам нужна реальная политическая конкуренция, сильная оппозиция, восстановление разделения властей, влиятельные средства массовой информации и общественные организации, которые могут свободно действовать. В нынешней политической ситуации Медведев обречён на провал».
Сергей Марков, политолог и член нижней палаты парламента от правящей партии Единая Россия, сказал, что лидеры России в борьбе с коррупцией ведут себя неуверенно, потому что не хотят нарушить стабильность, которой наконец достигла страна. «Нестабильность является главной угрозой для экономического роста» сказал он. «И коррупция не вступает в противоречие с экономическим ростом».
Медведев должен увольнять самых коррумпированных губернаторов каждый месяц, говорит Марков, — представьте себе, как задумались бы другие. Но Марков пренебрежительно относится к глобальным рейтингам и скептичен относительно общей суммы издержек коррупции.
«Инвесторы не будут обращать внимание на Transparency International», сказал он. «Они обращают внимание на собственный опыт. Некоторые из них довольно циничны. Для кого-то из них коррупция это даже хорошо».