Когда русские завоевали Бейрут: Первые российские военные базы на Ближнем Востоке могли появиться ещё в XVIII веке

29 сентября 1773 г. русские войска впервые вошли в Бейрут. В первый раз за многие столетия один из древнейших городов Леванта (некогда считавшегося крупнейшей областью Восточного Средиземноморья) увидел, как по его уличам маршируют сапоги европейцев. Но что завело русских солдат в такую даль от дома?

Битва за Левант

Взятие Бейрута стало одним из самых ярких эпизодов русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Две великие державы боролись за контроль над Черноморским побережьем и Кавказом, а также за политическое влияние в ослабленной Речи Посполитой.

Поражение турецких войск в Чесменском заливе (близ Измира) в июле 1770 года стало одним из решающих событий, изменивших ход войны. Потеряв более 20 кораблей и 11 000 моряков, турки практически утратили контроль над всей восточной частью Средиземного моря. В то время как русские сокрушали врага на суше и на море, Османская империя также боролась с многочисленными внутренними врагами. Поскольку руки султана были связаны на Балканах и в Черноморском регионе, вассалы Стамбула — шейхи Леванта и Египта, мечтавшие о независимости от Турции, — воспользовались удобным моментом для организации серии восстаний. Сепаратистские движения получили поддержку российского флота. И вот, 11 июня 1772 года, при содействии русских, палестинский шейх Захир аль-Умар аль-Зайдани наголову разгромил турецкие войска под Сидоном.

Именно Захир указал своим российским союзникам новую цель — Бейрут, который находился под властью эмира Горного Ливана Юсуфа Шихаба. Этот стратегически важный средиземноморский порт служил магистралью снабжения для одного из важнейших центров Османской империи — Дамаска.

Завоевание города

Первую попытку захватить Бейрут предприняли в июне 1772 года греческие повстанцы, при поддержке России. По приказу российского командования небольшая греческая эскадра под командованием Грегориоса Ризо приблизилась к городу и подвергла его пятидневному артиллерийскому обстрелу.

Личный представитель Юсуфа был послан для переговоров с Ризо. Будучи потрясен успехами России и победами шейха Захира в соседней Палестине, эмир не только заплатил выкуп грекам, но и присягнул на верность Российской империи, фактически став  её подданным и встав в ряды врагов Высокой Порты (так в то время  называлась Османская империя). О принятом решении было незамедлительно доложено командующему средиземноморской эскадрой графу Алексею Орлову.

Тем не менее, турки не собирались смотреть, как весь Левант выскальзывает из их рук. Бейрут почти  без сопротивления был взят войсками османского командующего Ахмада-паши аль-Джаззара. Последний намеревался как можно быстрее превратить город в неприступную крепость. «Днем и ночью люди под вооруженной охраной строят укрепления и стены. Любое невыполнение жителями города требований военных приводило к суровому наказанию, несколько человек было казнено, а многие брошены в тюрьму как повстанцы», — написал местный хронист. С потерей города эмир Юсуф был фактически отрезан от моря, и вынужден отчаянно молить о помощи своих союзников.

23 июля 1773 года Бейрут был заблокирован с моря русской эскадрой в составе 17 линейных кораблей под командованием капитана Михаила Кожухова. Армии эмира блокировали его на суше. За первые восемь дней осады было выпущено более 20 000 снарядов. Однако они не нанесли городу большого ущерба.

Чем дольше продолжалась осада, тем быстрее армия Юсуфа слабела — ливанские землевладельцы просто приказывали своим солдатам возвращаться домой. В результате большая часть усилий легла на плечи русских. Высадившиеся войска быстро образовали кольцо вокруг Бейрута, отрезав все линии снабжения. Однако для полноценного штурма сил не хватило.

В сентябре 1773 года голодный и вымотанный бейрутский гарнизон предпринял неудачную попытку прорыва. Вскоре выяснилось, что шейх Захир рассеял османские войска, которые направлялись на помощь. В результате  29 сентября Ахмад аль-Джаззар капитулировал.

Русский Ливан?

В соответствии с договоренностями, достигнутыми между Юсуфом и российским командованием, первый компенсировал  русским все понесенные убытки, выплатив им  300 000 турецких пиастров (почти восемь тонн золота). После этого Кожухов официально передал контроль над городом эмиру. Русский флот оставался в Бейруте до января 1774 года, после чего отбыл на постоянную базу — греческий остров Парос. Город так и не сыграл важной роли в военной кампании против турок, и исход войны был решен победой генерал-майора Александра Суворова в битве при Козлудже в Болгарии 20 июня того же года.

На протяжении всего периода российского присутствия в Леванте Юсуф Шихаб изо всех сил восхвалял тесные и дружественные отношения между его государством и “султаном Московии” (императрицей Екатериной II). На главных воротах Бейрута даже была изображена икона святой Екатерины с императорской короной, которую один французский дипломат принял за портрет российской императрицы. Солдаты, стоявшие на страже, следили за тем, чтобы каждый, кто приближался к воротам, спешивался и кланялся перед святым образом.

Передача контроля России означала бы практическую независимость Ливана. И, как справедливо заметил эмир, русские физически не смогли бы удержать эту далекую землю под своей властью. Российская империя в значительной степени согласилась с этой оценкой. Правящая элита понимала, что у нее нет ни достаточных ресурсов, ни мощного флота, чтобы удерживать и контролировать провинцию, расположенную у самого порога  Турции. Более того, страна к тому времени была охвачена полномасштабным крестьянским и казачьим восстанием, организованным Емельяном Пугачевым, и у Екатерины действительно не было ресурсов, которые можно было бы израсходовать  на столь отдаленные, экзотические земли.

После подписания 21 июля 1774 года  Кучук — Кайнарджийского мирного договора с Османской империей российский флот окончательно покинул Средиземное море. Вскоре после этого Высокая Порта привела к покорности мятежные территориями. Шейх Захир аль-Умар аль-Зайдани погиб в бою, но эмир Юсуф сумел выжить и даже заключил сделку со Стамбулом, что позволило ему остаться правителем Ливана.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий