Водородная дипломатия Германии – спасательный круг для России

Водород — не имеющий запаха газ, который можно сжигать без выделения  CO2, — будет необходим промышленности Германии; он должен сыграть решающую роль в её обезуглероживании. Тем не менее, для расщепления воды на водород и кислород  потребуется  невероятное количество энергии из возобновляемых  источников.

Поэтому необходимо будет импортировать «зелёный водород», поскольку местный спрос намного превышает то, что сейчас имеется, заявил вице-канцлер от зелёных Роберт Хабек о начальном сальдо.

Между тем, канцлер Олаф Шольц в Давосе пообещал глобальному Югу прибыльную торговлю водородом, а министр иностранных дел Анналена Бербок продвигала водородную дипломатию в Киеве, что встретило некоторое сопротивление.

Водородная дипломатия Германии также кажется противоречивой по своей сути. В то время как Бербок говорит о «более глубоком сотрудничестве в области энергетики, особенно с целью устойчивого развития» в России, Хабек рассуждает о непростой международной ситуации, которая превосходит по накалу напряжённость эпохи холодной войны.

Подход Германии во многом связан с открытием офисов «водородной дипломатии» в Москве, Эр-Рияде, Луанде, Абудже, а скоро и в Киеве, как подтвердил МИД Германии.

Эти офисы, находящиеся в ведении GIZ (Германского Агентства по сотрудничеству в целях развития), преследуют две цели.

Германия «очень заинтересована в том, чтобы за рубежом появилось больше производственных мощностей по производству зелёного водорода для удовлетворения наших будущих потребностей в импорте», — заявили в министерстве Беброк.

Вторая цель состоит в том, чтобы «обеспечить нынешним экспортерам ископаемого топлива возможность адаптации своей бизнес-модели на ранней стадии, чтобы смягчить экономические перекосы и, следовательно, потенциальные риски для безопасности».

Водород как экспортный товар

Шольц говорит, что мощности по производству водорода должны стать экологически нейтральным экспортным товаром для развитых и развивающихся стран. Через свой Климатический клуб Шольц хочет «координировать инвестиции в производство зелёного водорода на международном уровне, чтобы создать надёжные глобальные поставки».

«Взаимная выгода очевидна — для такой страны, как Германия, с её сильной промышленной базой и высоким энергопотреблением, а также для тех, кто станет основными производителями зелёного водорода, то есть для стран с уже развитой промышленностью и для развивающихся стран», — заявила канцлер в Давосе 19 января.

Этот аспект немецкой водородной дипломатии можно увидеть в офисах в Луанде (Ангола), и Абудже (Нигерия). Зелёный водород может стать важным экспортным товаром для стран со значительным потенциалом возобновляемой энергетики, большой территорией и сравнительно небольшим сопротивлением со стороны местного населения.

Однако «важно учитывать влияние торговли экологически чистым водородом на доступ к энергии в странах-партнёрах», — говорит эксперт по водородной энергетике Элеонора Моро из аналитического центра E3G. — «Независимо от водородной дипломатии Германии, существует риск того, что эти проекты приведут к повышению  цен на электроэнергию в странах, где доступ к энергии уже сейчас  является серьёзной проблемой», — добавляет она.

Водород как гарант стабильности

До сих пор Германия ежегодно импортирует более 60% нужной ей энергии, Большая её часть – это ископаемое топливо из России и Норвегии, для которых потребность Германии в энергоносителях обеспечивает весьма существенную долю экономики.

Однако Германия к 2045 году стремится стать климатически нейтральной, а это означает, что к этому времени она больше не будет полагаться на природный газ. Германия, вероятно, в 2035-2045 гг. даже откажется от газовых электростанций, а спрос в это время будет неуклонно снижаться.

«Нам нужен российский газ, а России нужна валюта», — сказал  генеральный директор RWE Маркус Креббер в интервью немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung. В течение многих лет между Германией и Россией существует «тесная взаимозависимость».

Таким образом, стремление Германии к климатической нейтральности создаёт проблемы и для развивающихся стран.

«Если богатые нефтью и газом страны потеряют свои доходы, им грозит дестабилизация», — предупреждают экономист Вероника Гримм и политолог Кирстен Вестфаль, в настоящее время члены группы по управлению гамбургского фонда торговли H2Global.

Водород станет новым «уравнителем» глобальной торговли энергоносителями, причём максимально доступным для всех. Ведь «сегодняшние поставщики нефти и газа также должны иметь возможность продолжать зарабатывать на торговле энергией», — пишут эксперты Национального совета по водороду.

Россия, похоже, тоже переориентируется в этом отношении. После встречи с  Беброк министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что во время переговоров широко обсуждались и «проекты сотрудничества в области здравоохранения, борьбы с изменением климата, возобновляемых источников энергии, а также водородных стратегий и технологий».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий