Евросоюз добивается расположения Центральной Азии на фоне снижения привлекательности России

Поскольку война на Украине продолжает вбивать клин между Россией и ее партнерами в Центральной Азии, западные чиновники ищут возможность создать альянсы в регионе и проложить новые торговые маршруты.

В конце прошлой недели, 17-18 ноября, настала очередь главного дипломата Евросоюза, который посетил Казахстан, а затем направился в Узбекистан, чтобы встретиться с министрами иностранных дел центрально-азиатских стран и принять участие в конференции по развитию связей между Европой и Центральной Азией.

«Наличие связей и возможностей – это хорошо. Но чрезмерная зависимость и отсутствие выбора могут дорого обойтись», – заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель на конференции. Это был очевидный, хотя и неявный намек на независимость Центральной Азии от России. Хотя, как сказал Боррель, его слова в равной мере относятся к энергетической безопасности Европы.

«Точно так же, как мы в Европе сосредоточены на обеспечении нашей стратегической автономии, мы признаем стремление наших партнеров сделать то же самое», – добавил он. – Когда мы говорим о взаимодействии ЕС и Центральной Азии, мы не имеем ввиду, что это будет сопровождаться ущербом для их связей с другими странами. Скорее, речь идет об укреплении и дополнении этих связей в рамках более широкой сети».

Россия, однако, видит ситуацию иначе. Ранее Москва неоднократно выступала против более тесного сотрудничества между Центральной Азией и Западом. Прежде всего, это касалось Казахстана, который не поддержал российское вторжение на Украину. Москва вновь выразила свое неудовольствие в этом месяце, когда помощник госсекретаря США Дональд Лу посетил Центральную Азию и пообещал выделить 25 миллионов долларов на укрепление торговых маршрутов и привлечение инвесторов.

Вашингтон продолжил свой традиционный «рефрен» о том, что «Америка способна стать выгодной альтернативой Москве и Пекину», съязвила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Истинным желанием Вашингтона было, по ее словам, «превратить независимые страны в покорных сателлитов».

Россия, в отличие от Америки, «относится к народам Центральной Азии с уважением, содействуя их развитию и экономическому процветанию», сказала Захарова. Ее замечания подчеркнули, насколько Россия выбита из колеи падением своего авторитета в Центральной Азии.

Евросоюз активно заполняет образовавшийся вакуум влияния. В октябре председатель Европейского Совета Шарль Мишель прилетал на встречу с лидерами стран региона. По ее итогам Еврокомиссия подписала соглашение о сотрудничестве с Казахстаном в области поставок экологически чистого водорода и редкоземельных металлов.

Боррель также был в восторге от партнерства с Казахстаном, когда встречался с президентом Касым-Жомартом Токаевым в Астане по пути в Самарканд. Косвенно намекая на позицию Астаны в отношении украинского конфликта, он подчеркнуто благодарил Казахстан «за твердую приверженность соблюдению Устава ООН и в частности, территориальной целостности всех стран».

Узбекистан также стремится установить более тесные связи с Европой. «Сложные и непредсказуемые геополитические процессы подчеркивают необходимость расширения взаимовыгодных партнерских отношений», – заявил президент страны Шавкат Мирзиеев на конференции, призванной «обогатить сотрудничество практическими программами и проектами».

Как сообщает его администрация, Мирзиеев посетит Францию на этой неделе. Впрочем, у узбекского дружелюбия могут быть ограничения, которые Москва будет стремиться использовать. Агентство Reuters сообщило 18 ноября со ссылкой на журнал Spiegel, что Ташкент и Берлин ведут  кризисные переговоры в связи с европейскими санкциями в отношении российско-узбекского олигарха Алишера Усманова, и Ташкент настоятельно добивается отмены этих санкций, связанных с войной на Украине.

ЕС и Центральная Азия хотят создать транспортный коридор в обход России через Каспийское море, хотя устранение различных «узких мест» может занять несколько лет. ЕС выделил 300 миллионов евро на финансирование региона в течение ближайших четырех лет. По словам Борреля, «наша задача – определить способы, с помощью которых мы сможем раскрыть существующий потенциал и построить долгосрочные связи».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий