Содержание бесед на высшем уровне никогда публично не разглашается, и основная часть содержания дискуссий остается скрытой под водой, подобно айсбергам. Однако китайская версия разговора Си Цзиньпина и Зеленского во вторник (по инициативе последнего) излучает позитивный тон.
Си назвал китайско-украинские отношения «стратегическим партнерством, способствующим развитию обеих стран», а далее лестно отозвался о личной роли Зеленского. Он также заявил о том, что «взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности является политической основой китайско-украинских отношений» и продемонстрировал готовность развивать стратегическое партнерство двух стран на долгосрочную перспективу.
По украинской проблеме Си Цзиньпин сделал три ключевых замечания: «основа позиции Китая заключается в готовности содействовать переговорам о мире», как указано в официальном заявлении Пекина от 24 февраля; Пекин намерен проявить инициативу; диалог и переговоры – единственный возможный путь вперед.
Возможно, почувствовав готовность Зеленского воспринимать информацию, Си сформулировал свое предложение: «Китай может приложить усилия для скорейшего прекращения огня и восстановления мира». В частности, «Китай направит специального представителя по делам Евразии в Украину и другие страны для детального обсуждения возможностей политического урегулирования украинского кризиса».
Впрочем, никаких временных рамок упомянуто не было. Тем не менее, Си Цзиньпин предпринял заранее продуманный шаг. Каковы могут быть его соображения? Известно, что китайский лидер только что провел серию встреч с европейскими коллегами, посетившими Пекин, и они его убедили, что «украинский кризис развивается опасным путем, что может иметь серьезные последствия для всего международного ландшафта», как он сказал Зеленскому.
Между тем, просочившиеся в интернет документы Пентагона показали растущую разобщенность, недоверие и разногласия между США, Европой и Украиной. При этом Вашингтон не только является самым большим препятствием на пути к прекращению огня и мирным переговорам по Украине, но и заставляет западных союзников сплотиться вокруг его стратегии сдерживания Китая.
Недавнее заявление французского президента Эммануэля Макрона изданию Politico о том, что «Европе следует избегать попадания в логику блокового противостояния», безусловно, нашло отклик в Китае. Стремление Европы к стратегической автономии, а также гложущие ее сомнения и усталость от вассального положения в конечном счете не оставляют иного выбора, кроме как принять идею евразийской интеграции, развивать двусторонние экономические и торговые отношения с Китаем и восстанавливать связи с Россией.
Однако, решающим фактором стала недавняя утечка секретных документов США и НАТО о состоянии украинских вооруженных сил и долгожданном «весеннем контрнаступлении», по которому Министерство юстиции ведет расследование. Документы разоблачили многочисленные недостатки ВСУ и предали огласке совершенно секретную оценку разведслужб о том, что украинские силы находятся в тяжелом положении после недавних поражений. Усугубили эти проблемы просочившиеся данные о слежке США за высшими военными и политическими лидерами Украины, которые показали, как США сохраняют свою гегемонию.
Тем не менее, недавняя редакционная статья в газете Global Times гласит: «С течением времени международное сообщество стало более хладнокровно воспринимать этот конфликт. В частности, растет готовность к переговорам, и в европейских странах все чаще звучат более рациональные голоса. В определенном смысле открылось окно возможностей для продвижения политического урегулирования украинского кризиса».
Сразу после разговора с Зеленским Си Цзиньпин назначил Ли Хуэя, заместителя директора департамента Евразии МИД Китая главой делегации по урегулированию кризиса на Украине. Это разумное решение. Ли – один из самых опытных сотрудников, ранее в течение десяти лет занимал пост посланника в Кремле. Он очень хорошо знаком как с украинской, так и с российской ситуацией, понимает психологию славянских народов и, разумеется, хорошо говорит по-русски.
Это назначение говорит о серьезности намерений Пекина активизировать посреднические функции для наведения мостов. Однако, существуют и серьезные препятствия. Россия приветствует любые меры, способные приблизить окончание конфликта, но ей, тем не менее, необходимо достичь целей своей специально военной операции. Кроме того, Москва не видит готовности к мирному урегулированию со стороны Запада. Вашингтон полностью полагается на чисто военное решение и полную победу над Россией.
Переговоры при посредничестве Китая станут мощным ударом по американской стратегии на Украине, и если они наберут обороты, это ослабит позиции Вашингтона в том числе и в Индо-Тихоокеанском регионе. Исходя из этого, давление на Зеленского в ближайшее время может лишь усилиться, чтобы он начал «контрнаступление».