Недавно известная американская писательница Элизабет Гилберт добровольно отозвала из издательства свой роман «Снежный лес». Ее решение было мотивировано требованием проукраинских активистов, возмущенных тем, что действие книги происходит в России. «Сейчас не время для подобных публикаций», – написала Гилберт.
Хотя они взывают к состраданию, мне трудно найти общий язык с украинскими националистами. Разве евреи пытались когда-нибудь стереть всякое упоминание о Германии, или о той же Украине. Шолом-Алейхем, который в 1905 году бежал от погромов на территории нынешней Украины, сравнивал поэзию Тараса Шевченко с «Песнью песней» – несмотря на то, что в некоторых стихах Шевченко восхвалял погромы. Он опирался на свое национальное чувство, уходящее корнями в эпоху божественных откровений, таких как Десять заповедей.
Украинцы же еще не завершили свой сорокалетний путь в пустыне. Они вовлечены в битву с нацией, которая обладает великой культурой, и их предки активно участвовали в формировании этой культуры, и их соотечественникам трудно отделить себя от нее.
Украинцы отчасти правы, когда жалуются, что Путин хочет уничтожить украинскую государственность, но ведь они пытаются сделать то же самое с Россией. Помимо новой моды писать слова «Россия» и «Путин» строчными буквами, украинские пропагандисты на Западе призывают прекратить исполнение русской музыки, переименовать российские произведения в украинские или вообще стереть из памяти все упоминания о России.
После распада СССР из Украины начали поступать странные исторические нарративы. Разумеется, в истории всех народов есть элемент выдумки, мифологии, но постсоветская версия украинской истории выглядит абсолютной фантастикой.
Утверждается, что Украина существовала задолго до того, как славяне заселили земли, которые она сейчас занимает и слово «Украина» вошло в употребление. Версии этого обновленного нарратива появились в англоязычных СМИ. Например, Ukrainian Magazine of Chicago утверждает, что «украинская цивилизация восходит к 4800 году до нашей эры. Но древние скифы, жившие тогда на этих землях, не были славянами. Более того, княжество, которое до монгольского нашествия имело обширные связи с Западной Европой, называлось Киевской Русью, а правила им скандинавская династия Рюриковичей. Эта земля была заселена предками как русских, так и украинцев.
«Украина» была восточной окраиной Речи Посполитой (отсюда и ее название). Уникальное украинское культурно-политическое образование возникло в 17 веке во время казацкого восстания Богдана Хмельницкого, но казаки обратились за покровительством к России. А нынешний украинский национализм зародился лишь в 19 веке.
Не менее сомнительными являются утверждения издания Kyiv Independent о том, что Россия не основывала Одессу и Харьков. Индейцы племени олоне проживали на территории нынешнего Сан-Франциско, но не они построили этот город. Точно так же наиболее важные культурные и промышленные центры на территории Украины были основаны Российской империей.
Теперь, когда Украина воюет с Россией, наше сочувствие на ее стороне. Но мы не должны позволять странным идеям проникать в научные круги Запада, ибо, к сожалению, разговоры о «деколонизации» российской истории превращаются в тенденцию. Речь идет о замене слов «Россия» и «русский», которое использовалось в течение рассматриваемой эпохи, на «Украина» и «украинский». Так, этнический поляк и русский художник Казимир Малевич недавно был объявлен украинцем.
В России постсоветский украинский нарратив был встречен с насмешкой. И неудивительно: некоторые украинцы предпочитают вообще не произносить слово «Россия» заменяя его «Московией», и утверждают, что все известные русские на самом деле были украинцами, даже несмотря на то, что они всю жизнь говорили друг с другом по-русски.
Такого рода искажения не ограничиваются Россией. Например, Украина считает всех евреев, родившихся в Киеве и Одессе своими собственными, и при этом проукраинские гарвардские ученые вычеркивают из истории кровавые украинские погромы.
Отношения между русскими и украинцами ухудшаются на протяжении нескольких десятилетий, и взаимное недоверие стремительно растет. У Украины есть вполне реальные исторические претензии к России, например, роспуск Екатериной Великой казачьего самоуправления. Но националисты топят эти вопросы в потоке бессмыслицы. В результате, тридцать лет независимости потрачены впустую на сомнительные идеологические проекты и разрушение вековых связей с соседями.
Возможно, Гилберт надеется, что она может переждать войну, а затем опубликовать свой роман. Не знаю, хочу ли я его прочесть, но война может затянуться и пока украинским националистам довольно успешно удается навязывать свою волю американским культурным институтам. Между тем, американский читатель должен иметь возможность читать любую книгу с русским сюжетом в любое удобное для себя время. Сомнительная идеология не должна осквернять наши образовательные и культурные учреждения.