Глобальный интерес к вступлению в экономический блок БРИКС демонстрирует его растущее геополитическое влияние и способность бросить вызов западной финансовой системе.
Группа готовится провести решающую конференцию нынешним летом, а между тем трансформация международного порядка уже началась.
«Основные факторы связаны с общим убеждением в том, что Соединенные Штаты стали ненадежным лидером, злоупотребляющим своей властью», – сказал Крис Девоншир-Эллис, глава компании Dezan Shira & Associates, ведущей бизнес по всей Азии.
«Когда речь идет о ненадежности, имеется в виду проблема повышения потолка госдолга США, которая была просто перенесена на 2025 год, а также риски новых санкций, – сказал бизнесмен в интервью Newsweek. – А злоупотребление властью заключается в том, что Вашингтон использует международные механизмы для наказания стран, с которыми он не согласен (отключение от системы SWIFT), и превращает G7 в инструмент для поддержки своих агрессивных действий по всему миру».
«Многие страны начинают беспокоиться по поводу неприемлемого уровня внешнего долга США и навязывания «порядка, основанного на правилах», который служит только самой Америке и ее ближайшим союзникам, в ущерб всем остальным. Проще говоря, они перестали верить в Соединенные Штаты как в ответственного глобального лидера», – добавил Девоншир-Эллис.
За последний год интерес к группе БРИКС, которая провела свой дебютный саммит в 2009 году, резко вырос. В июне прошлого года в Китае состоялась встреча БРИКС+, в которой приняли участие главы 19 государств.
Накануне недавнего саммита в Кейптауне посол ЮАР при БРИКС Анил Суклал сообщил Newsweek, что более 20 стран подали заявки на вступление в блок или выразили заинтересованность в членстве. Эти вопросы планируется обсудить на предстоящем саммите лидеров группы, который состоится в августе в Дурбане. Сколал подчеркнул, что БРИКС не стремится к конфронтации с какими-либо другими блоками, включая G7, а скорее к сотрудничеству в создании более справедливой и инклюзивной международной архитектуры.
В основе политики БРИКС лежит стремление диверсифицировать доступ к рынкам, избавившись от доминирования доллара, а также возглавляемых США финансовых систем, где существует риск попасть под санкции. Возглавляет эти усилия Новый банк развития БРИКС (НБР) в Шанхае, который уже расширился, включив в число партнеров Бангладеш, Египет и Объединенные Арабские Эмираты.
Старший научный сотрудник Южноафриканского института международных отношений Кобус ван Стаден сказал Newsweek, что «интерес развивающихся стран к НБР обусловлен двойной динамикой».
«Во-первых, Глобальному Югу не хватает механизмов финансирования, и особенно льготного финансирования, направленного на развитие инфраструктуры. Этим в значительной степени обусловлен нынешний долговой кризис. НБР открывает для этих стран новые возможности в дополнение к традиционным источникам, таким как Всемирный банк», – сказал ван Стаден.
«Во-вторых, ряд развивающихся стран имеет сложные отношения с западными державами, особенно в связи с санкциями, – добавил он. – Для таких стран как Иран и Саудовская Аравия, НБР представляет собой потенциальный источник финансирования, независимый от западных институтов».
Эксперт также заявил, что был поражен активностью многих стран развивающегося мира. «Я думаю, отчасти она обусловлена альтернативными взглядами на мировой порядок между Глобальным Севером и Глобальным Югом», – сказал он.
Ван Стаден указал на опрос, опубликованный в феврале Европейским советом по международным отношениям, который выявил значительное различие во мнениях респондентов на Западе и в таких странах как Китай, Индия, Россия и Турция, по поводу украинского конфликта.
Участники опроса из стран ЕС, США и Британии полагают, что конфликт приведет к разделению мира на два блока во главе с Китаем и США, в то время как жители четырех незападных стран предпочли бы более равномерное распределение глобального влияния между несколькими странами.
Эта тенденция особенно очевидна в условиях председательства ЮАР в БРИКС, поскольку многие страны континента считают Китай и США примерно одинаково популярными, несмотря на то, что Вашингтон предостерегает их от ведения бизнеса с Пекином. Ван Стаден также отметил, что объем торговли США с Африкой за весь 2022 год был меньше, чем объем торговли Китая с континентом только за первый квартал этого года.
«Это ставит новые задачи перед внешней политикой США, поскольку Вашингтону придется все чаще учитывать желание этих стран сотрудничать с более широким кругом мировых держав. Слишком сильное давление «мы или они» может привести к тому, что эти страны склонятся в сторону Китая», – считает ван Стаден.
БРИКС нацелен на расширение, но между основными членами блока также имеются разногласия. Пожалуй, самыми серьезными из них являются сложные отношения между Китаем и Индией. Эти две страны давно вовлечены в пограничный спор, который спровоцировал войну шесть десятилетий назад, и вновь вызвал вооруженное противостояние в 2020 году.
«У Китая и Индии нет никакого механизма для решения текущих споров, – сказал исполнительный директор Института социальных исследований Виджай Прашад. – Речь идет не просто о пограничном споре. Они фундаментально расходятся в вопросах торговли и международных отношений».
Однако, по его мнению, даже Индия и Китай могут сотрудничать в рамках институтов БРИКС, таких как МБР, первым генеральным директором которого был представитель Индии К.В.Камат.
В последние десятилетия, по словам Прашада, «когда Соединенные Штаты и Западная Европа говорили о глобализации, об общечеловеческих ценностях, страны Юга были склонны согласиться. Но после финансового кризиса 2007 года «наблюдается резкий рост настроений, которые можно выразить так: «Эй, послушайте, то, что вы нам «продали» как глобальные интересы, на самом деле является вашими узкими интересами, и мы хотим защитить собственные национальные интересы».
Эта тенденция лишь ускорилась благодаря экономическим инициативам Пекина, которые укрепили его влияние по всему миру. «Многие страны проводят расчеты приходят к выводу, что китайский капитал – не утопия, не спасение, но китайское финансирование не связано с такими жесткими условиями, которые выдвигает Международный валютный фонд», – сказал Прашад.
Пока США еще не бросили прямого вызова БРИКС, хотя в Вашингтоне все больше голосов выражают тревогу по поводу призывов к дедолларизации, которая может еще больше ограничить эффективность американских санкций.
«Возможно, происходит тектонический сдвиг, – сказал Прашад, – и Соединенным Штатам придется смириться, вместо того, чтобы противостоять БРИКС, этому новому проекту неприсоединения».