Изначально целью санкций было ограничение военного потенциала России через лишение ее доходов и блокировку доступа к испорту высокотехнологичных компонентов, которые она использовала для производства своих вооружений.
Хотя санкции и ослабили экономику страны, однако им не удалось достичь своих главных амбициозных целей — в основном потому что России удалось найти пути обхода большинства из них.
Глобальная коррупция
Сейчас России запрещено покупать западные процессоры и оружие. Но Кремль нашел способ обойти запрет. Если российские организации не могут купить необходимое для военных нужд, то прибегают к услугам компаний-прокладок.
Схема проста. Связанные с Россией компании создают дочерние компании по всему миру, часто регистрируя новые юридические лица в офшорах или странах со слабым или отсутствующим контролем. Чтобы запутать следы, дочерние компании производят новую итерацию потомства в виде уже своих дочерних компаний, и эта цепочка может тянуться и дальше. В результате получается что-то вроде Матрешки. Отследить связи между конечным бенефициаром и компанией-покупателем крайне сложно.
Помимо закупок западного оборудования, еще одним примером может служить приобретение китайских DJI дронов. Хотя Китай и не присоединился к санкциям против России, он пообещал не продавать свои беспилотники ни одной из воюющих сторон. Однако поток беспилотников из Китая в Россию так и не прекратился, тогда как Украина не может их больше покупать. Дроны поступают в продажу третьим сторонам, которые через сомнительные структуры в США, Гонконге и других странах покупают подпадающие под санкции технологии.
Третьи страны
Русские в своих схемах также используют и третьи страны.
Самый очевидный пример – Казахстан. Хотя правительство страны заявило о нейтралитете в российско-украинской войне, торговля с Россией свидетельствует об обратном. Казахстан стал основным шлюзом экспортных поставок нужных Россиии технологий. В прошлом году импорт Казахстана из ЕС вырос на 89%, достигнув 10,4 млрд евро.
Не отстают и Кыргызстан с Арменией. Вместе с Казахстаном страны «потеряли» подсанкционных товаров из ЕС на cумму около миллиарда евро. Кроме них, такие страны как якобы нейтральная Турция тоже следуют этой практике, разрешая импорт значительных объемов технологической продукции, которая затем экспортируется в Россию.
Лазейки
Еще одна существенная лазейка в санкциях — не всегда эффективное принуждение следовать ограничивающему потолку цен на российскую нефть. Ограничение цен было введено в качестве альтернативы российскому эмбарго на энергоносители, поскольку последнее привело бы к общему росту цен на энергоносители. Если бы санкции были эффективно применены, то ценовой потолок последовательно снижал бы доходы России, что существенно повлияло бы на ее возможность финансировать боевые действия на Украине.
При ценовом потолке российская сырая нефть должна продаваться по цене ниже 60 долларов за баррель, если она транспортируется танкерами, принадлежащими странам G7. Русские должны предъявлять контракты, доказывающие стоимость нефти — однако на стороне покупателя нет никаких требований.
Исследователи и журналисты пишут, что Россия может обходить ценовой потолок через незаконные сделки со своими покупателями (например, Китаем и Индией) — на бумаге она якобы продает нефть ниже потолка, а на самом деле цена выше. Покупатели это тоже выгодно, поскольку они могут перепродать эту же нефть по более высокой цене в другие страны, включая и те страны , что ввели санкции против российского энергетического сектора.