Владимир Путин как-то сказал, что Запад готов воевать с Россией до последнего украинца. Что же, похоже, так в итоге и происходит, поскольку украинцы начали заканчиваться — по-крайней мере те, что готовы умереть за свою страну. Украине не хватает молодых, фертильных и продуктивных.
В самом начале войны многие украинцы ушли воевать добровольцами. Из 6,1 миллиона человек, проживающих за границей, некоторые вернулись, чтобы защищать свою страну. В быстростареющей постсоветской стране призывным считается возраст от 18 до 60 лет.
Однако со временем ситуация менялась — в марте 2023 на тщательно модерируемом и гиперпатриотичном телеграм-канале Kharkiv Live появился пост, рекламирующий групповой чат для более чем половины миллиона своих подписчиков, в котором обсуждались возможности избежать военного призыва. Гласно декларируемые националистические воззвания не всегда трансформируются в готовность взять оружие или просто поддержать массовую мобилизацию.
В хоlе недавнего опроса выяснилось, что лишь 6 процентов харьковчан готовы пойти служить если ситуация ухудшится. Это самый низкий процент в стране, однако в других регионах ситуация немногим отличается — например в Киеве это 12 процентов.
Украина сейчас настаивает на всеобщем призыве. Поскольку большое число годных к призыву бежали за границу — только в Германии таких проживает 163,287 человек, их нужно вернуть. Польша уже начала процесс депортации украинцев назад, чтобы было кем заполнить окопы. Кроме того, Минобороны одобрило новые правила призыва, по которым мужчины с различными заболеваниями, ранее имевшие освобождение от службы, теперь подлежат призыву. Боевой дух и эффективность такой армии вызывает вопросы.
На текущем этапе войны украинцы маловероятно изменят свое отношение к отправке в мясорубку. Украина не афиширует свои жертвы, но многочисленные видеоролики, циркулирующие в социальных сетях, показывают свежие могилы, над которыми развевается украинский флаг.
Добровольцы, в начале войны откликнувшиеся на призыв, скорее всего были идеологически мотивированы и хорошо образованы — некрологи того времени посвящались цвету украинской нации — активистам, актерам, астрофизикам. Кто побогаче, смогли уберечься от призыва — они живут в больших городах, они образованны, богаты и имеют хорошие связи. Сейчас же воевать призывают бедных сельских жителей.
Самой большой потерей для страны стал отъезд женщин и детей, когда население Украины сократилось с 42 до примерно 30 миллионов. Чаще всего страну покидали женщины из Киева и Харькова, крупнейших и наиболее развитых городов Украины. Это молодые и среднего возраста женщины, имеющие высшее образование и детей. Согласно сообщению итальянской газеты Carrier De La Serra, образованные беженцы смогли найти работу за границей, а их дети учатся на местных языках. Некоторые семьи распадаются. Сомнительно, что те, кто уже обжился, вернутся после войны. Скорее всего, к ним присоединятся их столь же образованные мужья.
Учитывая и так очень низкий довоенный уровень рождаемости, потеря Украиной миллионов детей и женщин репродуктивного возраста может оказаться катастрофической, как и ущерб, нанесенный как российскому, так и украинскому культурному наследию.
У Украины имеются богатые воинские традиции — о казачьей доблести ходят легенды. Многие из призванных пошли в мясорубку, полагаясь только на провидение. Но сегодняшняя Украина — городская — кочевавшие по степям казаки исчезли, вместе с ними исчезли и большие семьи. Слишком много единственных сыновей погибло в окопах, и дальнейшие потери для простых людей вряд ли приемлемы. Положительный исход для Украины трудно представить даже в маловероятном случае проигрыша России.
Катя Сэджуик, журналист San Francisco Bay area