Многие россияне, в том числе и те, что принадлежат к режиму Владимира Путина, опасаются, что приток мусульманских рабочих-мигрантов из Средней Азии может поставить под угрозу основу российской культуры и саму Российскую Федерацию. Из более чем десяти миллионов иммигрантов, работающих в России, такие мигранты составляют больше 80 процентов.
Кое-кто в российском обществе считает, что этот приток угрожает общественному порядку и культурному доминированию этнических русских, что мигрантов могут в своих интересах эксплуатировать западные правительства, и что это вероятно подорвет влияние Москвы в Средней Азии, когда эти мигранты вернутся домой.
На публике большая часть представителей власти, похоже, считают что контролируют ситуацию через репрессивную политику и расширение институтов, призванных «русифицировать» этих мигрантов. Однако рост преступности среди иммигрантов и недавняя волна насилия между русскими и мусульманскими мигрантами в пригородах Москвы противоречат этому мнению.
В недавнем исследовании, проведенном Федеральным агентством по делам национальностей, выяснилось, что 43 процента трудовых мигрантов из Средней Азии заявляют, что хотят жить в России по законам шариата, а 24 процента заявили, что для поддержания этих целей готовы принять участие в публичных демонстрациях. Более 15 процентов, то есть около двух миллионов человек, говорят, что готовы к насилию, чтобы достичь этой цели. Также более 40 процентов заявили, что хотели бы жить по законам своей родной страны, нежели по законам России.
Сейчас российские чиновники обсуждают, что делать в сложившейся ситуации. Путин продолжает преуменьшать проблему. Он утверждает, что мигранты составляют «всего 3,7 процента» рабочей силы страны и что все проблемы с ними можно решить, аргументируя, что им следует учить русский, и что российские законы должны соблюдаться с большим тщанием. Однако те кто непосредственно занимаются данной проблемой, настроены менее оптимистично. Глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов говорит, что Москва должна ввести в действие программы по фильтрации трудовых мигрантов, и блокировать сторонникам радикальных взглядов въезд в страну.
Однако ограничение числа мусульманских мигрантов может создать серьёзные проблемы по двум главным причинам — во-первых, это снизит объем рабочей силы внутри России, во-вторых, почти наверняка приведет к усилению столкновений между мигрантами и россиянами, поскольку обе стороны воспримут такие инициативы как сигнал к атаке. Антимигрантские высказывания уже влияют на обе стороны, создавая ситуацию, которая может быстро распространиться от мигрантов-мусульман к коренным мусульманам России.
Сейчас Москва оказалась между молотом и наковальней. Ей нужны мигранты из Средней Азии, чтобы решить собственные демографические проблемы, но она не может себе позволить распространение среди них радикализма. Нужда России в этих мигрантах едва ли в обозримом времени исчезнет, и радикальные настроения, вероятно, будут расти, учитывая все более российские националистические послания Кремля и его требования, чтобы среднеазиаты принимали участие в военной кампании на Украине. Низкие зарплаты и проблемы с экологией в Средней Азии означают, что число мигрантов оттуда в Россию, скорее всего, будет расти. Россия сейчас переживает то же, что и некоторые западноевропейские страны: радикализацию второго поколения мигрантов.
Эта ситуация вызывает в Кремле опасения относительно будущего страны. Исламский радикализм не сыграл значительной роли в распаде Советского Союза, однако учитывая текущие тенденции, такие настроения среди мусульман-мигрантов могут сыграть значительную роль в том, что, как многие считают, приведет к распаду России.