«Также мартовский профицит счета текущих операций России является вторым по величине после марта 2022 года», написал в Твиттере бывший главный экономист Института международных финансов (IIF) Робин Брукс. «Это все из-за ЕС. Они смотрели в сторону, пока греки продавали нефтяные танкеры теневому российскому флоту. Это скандал».
Вторжение на Украину в 2022 году и последующий энергетический кризис привели к резкому росту совокупных доходов России от экспорта нефти и газа, а цены на энергоносители выросли в 20 раз.
В 2023 году профицит счета текущих операций сократился до 51 миллиарда долларов, после того как на экспорт нефти и нефтепродуктов были наложены двойные санкции, в декабре 2022 года и феврале 2023 года.
Изменив налоговую систему и порядок налогообложения экспорта нефти, Минфин России изменил динамику российского бюджета, в результате чего появилось достаточно денежных средств для оплаты войны на Украине.
Дефицит бюджета сейчас приближается к целевым ожиданиям Минфина в 0,8 ВВП, что вдвое меньше дефицита в 1,9% ВВП, зафиксированного в конце 2023 года.
Аналитики говорят, что международные нефтяные рынки ощущают спад предложения из-за добровольного сокращения добычи со стороны ОПЕК, в результате чего цены на нефть скорее всего останутся высокими. По состоянию на 17 апреля нефть Brent торговалась на уровне $89,5, и некоторые полагают, что в ближайшие месяцы цены могут преодолеть отметку в $100 за баррель.
Если профицит текущего счета останется на уровне марта, он, скорее всего, превысит максимум 2021 года и завершит этот год на показателе около 140 миллиардов долларов.