С начала года российские и молдавские СМИ часто упоминают Гагаузию – автономное национально-территориальное образование в составе Молдовы, большинство населения которого придерживаются пророссийских позиций. В начале марта глава Гагаузии Евгения Гуцул посетила Москву, где встретилась с Владимиром Путиным.
Во время визита в Москву Гуцул подняла вопрос о возможном военном противостоянии вокруг Гагаузии. Она заявила, что если Молдова объединится с Румынией, Гагаузия начнет процесс отделения. Если Молдова вмешается военным путем после провозглашения независимости Гагаузии, власти этой республики обратятся за помощью к России.
Гагаузия остается под сильным российским влиянием — пророссийские настроения в 2014 году разделяли 83.8% гагаузов. В некотором смысле она стала Троянским конем России в Молдове, которого используют для расшатывания внутриполитической ситуации. В отличие от Приднестровья, сохраняющего статус непризнанного государства, Гагаузия подчиняется юрисдикции Молдовы.
Широкая поддержка России гагаузами в основном объясняется их историей. Они появились на территории своего нынешнего проживания в начале XIX века, после депортации российскими властями кочевого народа ногайцев в Османскую империю: их место должны были занять гагаузы. В настоящее время в общественной жизни и в школах, особенно в городах, преобладает русский язык, хотя в повседневном общении сельского населения используется гагаузский.
В последнее время в Гагаузии обсуждается идея создания «Большой Гагаузии», включающей гагаузские населенные пункты на территории Украины. Граница между Молдавской и Украинской ССР, проведенная советскими властями в 1940 году, разделила территории компактного проживания гагаузов. По данным переписи 2014 года, на Украине проживают 31 923 гагауза, большая часть из них — в Одесской области. Идея создания совместной автономии для меньшинств гагаузов и болгар неоднократно обсуждалась в Молдове, учитывая тесные исторические и культурные связи между этими народами.
Сторонники «Великой Гагаузии» и единой гагаузско-болгарской автономии по обе стороны молдавско-украинской границы видят в России силу, способную эту границу стереть. Так может произойти, если российским войскам удастся захватить Одесскую область и выйти к границе с Молдовой, как планировалось в начале вторжения на Украину. Пророссийские настроения среди украинских гагаузов сохранились даже после начала российской агрессии. В начале войны пророссийские настроения наблюдались и среди болгар Одесской области.
Евгения Гуцул победила на выборах и стала башканом Гагаузии в июле 2023 года, заявив о намерении укреплять связи с Россией. Пока остается открытым вопрос о ее желании вооруженного противостояния с властями Молдовы. Однака современная Гагаузия не располагает значительными вооруженными силами, способными противостоять армии Молдовы, несмотря на ее относительно низкую боеспособность. В политическом и военном отношении Гагаузию нельзя сравнить даже с Приднестровьем, которое не представляет серьезной угрозы ни для Молдовы, ни для Украины. В настоящее время в тылу Гагаузии нет ни советской, ни российской армии, а на границах автономии стоит украинская армия, поддерживающая проевропейский курс Майи Санду. Это хорошо понимают в столице автономии Комрате.
Почему же тогда Евгения Гуцул вступила в демонстративный конфликт с властями Молдовы и призвав на помощь Россию, которая не может оказать реальную помощь Гагаузии в сложившейся ситуации?
Причина может быть в том, что мобилизация пророссийских сил в Молдове в преддверии президентских выборов, назначенных на 20 октября этого года, становится все более актуальной. Еще более важным для русских и их прокси-сил в Молдове является запланированный референдум о вступлении Молдовы в ЕС.
Также Гуцул пытается использовать Турцию для давления на молдавские власти. Весьма показательно, что находясь в Москве, она заявила о намерении посетить Турцию.
Элита Гагаузии, которая остается в сфере влияния России, сопротивляется попыткам привести Молдову в ЕС и вывести ее из-под российского влияния. Они также стремятся к политической автономии по примеру Приднестровья на фоне напряженных отношений с Украиной. Россия, не сумев взять под контроль Одесскую область, теряет возможность активно поддерживать эти пророссийские регионы Молдовы.