Основание китайско-российского «безграничного» альянса уходит корнями в продолжающиеся с начала 2010 годов изменения структуры глобальной власти. Обе страны осознавали необходимость сотрудничества против доминирования американской власти.
При президенте Владимире Путине Россия умело маневрировала на международной арене для укрепления своего глобального положения. Используя свою существенную «жесткую силу» — традиционную военную мощь, масштабные запасы ядерного оружия, частные военные формирования, энергетические ресурсы и стратегические решения в геополитике, Россия стремится максимизировать свою переговорную силу и расширить влияние.
Важнейшим компонентом китайско-российской стратегии являются согласованные действия по подрыву глобального управления Соединенных Штатов. Стратегическое партнерство между Китаем и Россией представляет собой серьезный вызов для США. Этот альянс грозит возможным сценарием двух фронтов для Вашингтона, вынуждая того как-то управляться с воинственной Россией в Европе, а в Индо-Тихоокеанском регионе со все более агрессивным Китаем.
Основная цель китайско-российского альянса — противобалансировать влияние США в международной политике, вынуждая их сосредоточиться на одном театре действий — Европе или Индо-Тихоокеанском регионе.
Однако если видение Индией многополярного мира является незападоцентричным, то у России с Китаем взгляд на многополярный мир является скорее антизападным.
Это существенное расхождение в их стратегических интересах и в этом смысле различия между Индией и блоком Китай-Россия-Иран-Северная Корея являются фундаментальными.
Индия делает упор на многовекторность и стратегическую автономию через такие организации как Quad и BIMSTEC. Имея Индию в качестве второго крупного партнера, Россия также пытается сгладить риски полной зависимости от Китая. Такая диверсификация имеет решающее значение для сохранения Россией сбалансированной геополитической позиции.
Роль России на международной арене, хотя и снизилась по сравнению с ее пиком в эпоху холодной войны, остается решающей. Россия в качестве противовеса американскому и китайскому доминированию соответствует стратегическим интересам Индии.
Таким образом, внешняя политика Индии опирается на реалистичную оценку международных отношений, избегая идеалистических представлений о постоянных альянсах в пользу гибкого партнерства, основанного на интересах.
Балансируя в отношениях с США и Россией, а также успешно взаимодействуя с Китаем, Индия может справиться с текущими проблемами и воспользоваться возможностями геополитического ландшафта 21-го века.
Каран Шарма — старший научный сотрудник факультета гуманитарных и социальных наук BITS-Пилани, Гоа.