Два с половиной года полномасштабной войны на Украине опустошили армию вторжения Москвы. За это время могло быть убито или серьезно ранено до 500 тысяч человек — 2% российских мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Соцсети пестрят историями об ужасных условиях на фронте, о том как солдат лишь с начальной подготовкой и плохим оснащением бросают в бой. Сравнивают со Второй мировой, когда иногда среднестатистический солдат выживал всего несколько дней. Получение страшной повестки — призывной бумаги в российскую армию — воспринимается почти смертный приговор.
Несмотря на все это, Москва честными и не очень способами продолжает находить солдат для перекрытия потерь. Главным для российской власти остается не замена выбывших а замена техники, поскольку армия страны по-прежнему имеет значительное преимущество в живой силе. Но вербовочная стратегия Кремля не ограничивается принуждением лишь собственных граждан одеть форму.
Россия уже давно привлекает иммигрантов из Центральной Азии. В настоящее время в России проживают до пяти миллионов выходцев из Центральной Азии, тогда как в следующей по популярности стране среди мигрантов – Германии – 1,3 миллиона. С февраля 2022 года Москва стремится пополнить ряды армии иммигрантами из Центральной Азии. Напуганные мигранты получали повестки в первый день полномасштабного вторжения, и многие обращались за помощью ко всем, от местных юристов до неправительственных организаций.
Что может побудить одни из самых неимущих этнических групп добровольно рисковать жизнями в войнах Москвы? Москва обещает контрактникам зарплату более 2000 долларов в месяц, тогда как средняя зарплата например в Кыргызстане составляет меньше 400 долларов в месяц.
Но помимо выплат, Москва обещает выполнить мечту многих иммигрантов. За последние два года путь к российскому гражданству для подписавших контракт все больше упрощается и облегчается. Сегодня доброволец может получить паспорт всего через несколько месяцев службы в российской армии.
Невозможно сказать, насколько эффективна эта тактика с точки зрения чистых цифр, поскольку Москва не публикует официальную статистику о численности и составе своей армии. Однако факты говорят, что множество выходцев из Центральной Азии силой или по своему выбору попадают в ряды путинской армии на Украине. Сотни погибают, но их соотечественники продолжают прибывать.
Однако все большее число жителей Центральной Азии испытывают растущее недовольство этой ситуацией. Пока их правительства сохраняют неопределенность в своих отношениях с Кремлем, в некоторых слоях сообществ растут националистические движения и антироссийские настроения. В будущем молодое поколение людей в Центральной Азии могут последовать своим украинским сверстникам и отвергнуть имперскую метрополию как место будущей иммиграции. Москва не может вечно рассчитывать на Центральную Азию как источник пополнения человеческих ресурсов.