Зеленский намерен принять участие в заседании кабинета министров Великобритании, чтобы обсудить дальнейшие стратегии прерывания поставок российской нефти. Любопытно время такой инициативы.
Россия, в ответ на западные санкции, недавно решила сократить экспорт нефти, чтобы сохранить побольше для себя и своих нефтеперерабатывающих предприятий. Экспорт нефти из России сейчас находится на самом низком уровне с января и, вероятно, останется таким на протяжении всех теплых месяцев, в результате чего в Азию будет поставлено меньше нефти.
Хотя такое сокращение доходов от экспорта нефти создаст нагрузку на российский бюджет, оно стабилизирует цены на топливо внутри страны, обеспечивая достаточное его количество для гражданских и военных задач.
Последствия этого изменения потоков нефти уже ощущаются на мировом энергетическом рынке, хотя, возможно, более сглаженно, чем надеялись авторы западных санкций. Сокращение экспорта российской нефти способствовало повышению волатильности цен на нефть, влияя на все – от стоимости бензина на заправке до цен на нефтехимическую продукцию.
Еще одним последствием этого изменения в поставках нефти является сокращение доходов России от продажи нефти. Но, возможно, не такого большого, как ожидалось в результате применения санкций.
До войны Россия зарабатывала около 1,1 миллиарда долларов в день от экспорта энергоносителей. В прошлом месяце энергетические доходы России достигли отметки в 720 миллионов долларов. Это действительно спад, но далекий от надежд на истощение военного бюджета России, поскольку более высокие цены на нефть компенсируют сокращение экспорта.
Потолок цены на российскую нефть может и есть, но мировые цены достаточно высоки, чтобы такие страны, как Китай и Индия платили выше этого потолка. Теневой флот танкеров жив и здоров, и продолжает гонять нефть. Потолок оказалось просто невозможно установить на 100%, о чем некоторые критики говорили с самого начала.
В итоге, довольны почти все, кроме Украины. Западные державы могут хвастаться своей жесткостью по отношению к России, и по бумагам они правы: перебирая танкер за танкером, они налагают санкции на тех, кто занимается транспортировкой российской нефти. Путин может утверждать, что у Запада не получилось лишить его нефтяных доходов, и он во многом прав. Крупные трейдеры зарабатывают огромные прибыли на высокой волатильности нефти, а Китай и Индия по-прежнему получают нефть по дешевке. Даже критики, утверждавшие, что санкции окажутся неэффективными, могут указать на доходы России и сказать, что они об этом говорили с самого начала. Недовольна только Украина.
Правда такова, что доходы России от нефти по-прежнему финансируют войну, а санкции и механизмы ограничения цен не смогли лишить Россию ее доходов.
И планы Зеленского по поиску альтернативных решений являются лишь подтверждением этой истины.