Согласно недавнему исследованию S&P Global Market Intelligence, введение санкций привело к тому, что Россия начала менять предпочтительные торговые маршруты и торговых партнеров, таким образом сохранив импорт высокоприоритетных товаров.
В документе говорится, что за последние два десятилетия сеть российских партнеров по импорту значительно расширилась: с 82 в 2000 году до 147 в 2020 году.
Эта диверсификация, считает автор доклада Джереми Домбале, отражает стратегическую смену европейских рынков на азиатские. В 2000 году 73% импорта высокоприоритетных товаров России приходилось на Европу, по сравнению со всего 12% из Азии. К 2020 году эти цифры показывали 26% для Европы и 68% для Азии.
Утверждается, что эта тенденция подчеркивает растущую зависимость России от азиатских рынков, особенно материкового Китая и Гонконга.
Ключевые игроки экспорта и реэкспорта
Анализ Домбалле указывает на то, что Таиланд, Индия и Турция также вносят значительный вклад в импорт для России. В прошлом году экспорт из Таиланда в Россию вырос на ошеломляющие 1083%, тогда как экспорт Индии и Турции увеличился на 200% и 60% соответственно.
И наоборот, в Казахстане наблюдался спад на 4%. В том же году на материковый Китай, Гонконг, Таиланд, Индию, Турцию и Казахстан в целом пришлось 92% зарегистрированного экспорта и реэкспорта высокоприоритетных товаров в Россию.
Ключевая роль Турции
Согласно исследованию S&P Global, Турция также стала важным игроком в экспорте приоритетных товаров в Россию. Поставки страны в Россию в 2023 году оказались на 314% выше, чем в 2022 году.
Однако в документе дополнительно говорится, что рыночная доля товаров турецкого происхождения сократилась с 71% в 2022 году до 50% в 2023 году, а остальная часть приходится на другие страны, включая государства-члены ЕС (особенно Германию), Британию и другие регионы.
Стратегические последствия
Наконец, анализ Домбале показывает, что России пришлось предпринять стратегическую корректировку, чтобы справиться с санкциями.
В докладе говорится, что, привлекая более широкий круг торговых партнеров, России удалось сохранить импорт важнейших высокоприоритетных товаров, хотя и со значительными корректировками в закупках и логистике.