Новая книга «Наказание Путина: внутри глобальной экономической войны за падение России» журналистки Стефани Бейкер, показывает, как беспрецедентные финансовые санкции не смогли остановить Россию, попутно разворачивая для Америки худший сценарий.
Первое, что нужно знать о западных санкциях против России, это то, что они беспрецедентны. Второе — то, что они не сработали.
Стоит напомнить, что первый пакет санкций был введен Байденом еще в апреле 2021 года, «за вмешательство в выборы в США, отравление Навального и кибератаки».
Спустя два с половиной года после вторжения стало очевидно, что санкции не оказали на экономику России разрушительного воздействия, как того ожидала администрация Байдена. Рубль не рухнул. Экономический рост у России уверенный, и прогнозируется, что в этом году он будет выше, чем во Франции или Германии.
Исчезновение McDonald’s с российского рынка и замена его аналогом «Вкусно и точка» стало обычной историей большинства отраслей экономики, которые пострадали от санкций, отчасти потому, что Путин после 2014 года поставил своей целью сделать страну неуязвимой для санкций.
Когда в 2014-м впервые начала обсуждаться возможность отключения России от SWIFT, страна приступила к созданию собственных альтернативных платежных систем. На внутреннем рынке в 2016 году была запущена Карта Мир, что позволило российским потребителям пережить уход Visa и Mastercard с российского рынка в 2022 году.
«Многие на Западе надеялись, что санкции быстро стреножат военную машину Путина», пишет Бейкер. Она признает: «Это оказалось слишком оптимистично». Эти санкции, на самом деле, навредили Америке как минимум в трех аспектах.
Во-первых, они подтолкнули российских олигархов ближе к Путину. «Путин всегда говорил нам, что Запад нас ненавидит», признался один из них автору книги. «Теперь это факт». Во-вторых, был принесен в жертву нейтралитет, который ранее поддерживал положение Америки как мирового финансового центра. Если другие страны сомневаются в соблюдении нами прав собственности, то не будут нам доверять. Это станет очевидно не сразу и может проявиться спустя годы, но грозит стать самым важным последствием войны.
В-третьих, это продемонстрировало Китаю все наши карты. Так агрессивно насев на Россию, мы фактически показали Китаю, что именно будем делать, реши они вторгнуться в Тайвань, а мы — нанести ответный удар. Эта информация, совершенно точно, была бесценной для китайских военных планировщиков — как и пример, который подает Россия, обходя наши ограничения.