СМИ в США и Турции недавно сообщили о возобновлении предложения американцев к Турции о возможности ее возврата в программу F-35 в обмен на передачу контроля над российскими системами ПВО С-400.
National Interest (США) и Ekathimerini (Греция) сообщают, что согласно этому новому плану Анкара должна будет начинать процесс передачи своих систем С-400 в распоряжение войск 39-го авиасоединения ВВС США на базе Инджирлик.
Со стороны Турции, министр иностранных дел Хакан Фидан заявил: «Окончательное решение будет за президентом, но мы внимательно следим за политическим дискурсом. По крайней мере, обе стороны согласны в том, что этот вопрос препятствует развитию двусторонних отношений».
Со стороны США, бывший сотрудник Пентагона Майкл Рубин заявляет, «Мои источники в регионе говорят, что во время своего визита в Турцию в июле этого года замминистра обороны Селеста Уолландер и советник президента Майкл Карпентер обсуждали со своими турецкими коллегами возобновление соглашения по F-35. Для возврата Турции в программу они потребовали, чтобы Турция передала С-400 в США или доставила в американский сектор на базе Инджирлик».
Одним из главных вопросов является то, как ответит Москва, которая ни в каком виде не одобрит передачу своих систем С-400 — ранее Москва публично выражала жесткое несогласие с любой попыткой передать ее вооружения армии США.
Кроме этого, у Турции имеется и собственное начинание боевых самолетов пятого поколения — программа KAAN. И здесь у страны сложный выбор — готова ли она пожертвовать отношениями с Россией в обмен на F-35 и одновременно не вызвать подозрения относительно истинных возможностей турецкого ВПК для успешной реализации такой амбициозной программы.
И наконец, остается вопрос региональной напряженности из-за территориальных споров между Грецией и Турцией. После выхода Турции из программы F-35, Греция, приобретя как американские F-35 так и французские Rafale, получила над Турцией технологическое превосходство. Также ей удалось добиться баланса относительно большего числа самолетов F-16 у ВВС Турции. Пока остается неясным, выльется ли новое предложение Вашингтона во что-либо конкретное.