24-летнее правление Башара Асада резко оборвалось, когда повстанцы быстро захватили Дамаск, вынудив Асада бежать. Над ключевыми российскими активами, базами ВВС и ВМФ в Алеппо, Хаме и Хомсе нависла угроза.
Все эти активы стоили огромных ресурсов. «Россия потратила огромные суммы денег и ресурсов в Сирии», говорит политолог Леонид Гольденберг. «Это в том числе и жизни солдат, которые считались расходным ресурсом, а также значительные финансовые вливания. Все улетело в трубу. Потраченные средства можно было использовать для улучшения жизни внутри России, для выстраивания более эффективных альянсов или для укрепления страны изнутри. Вместо этого они были потрачены на достижение целей, которые в итоге провалились».
Деятельность России в Сирии была демонстрацией ее влияния. «Они хотели показать, что способны решать глобальные проблемы, как положено сверхдержаве», сказал Гольденберг.
Также на интерес России к региону повлияли экономические факторы. «Россия планировала использовать Сирию и Турцию для строительства трубопроводов в Европу, но проект газопровода давно провалился. Изначально они поддерживали Асада, чтобы не допустить конкурентные трубопроводы через Сирию в Европу, но большая часть европейского газового рынка теперь потеряна, и это уже не актуально», считает Гольденберг.
По его словам, провал России в Сирии хорошо показывает, насколько война на Украине обострила недостатки в стране. «Это показывает, что у России отсутствуют ресурсы для еще одного фронта», говорит он.
Председатель Исследовательского форума Сирии в Центре Моше Даяна Тель-Авивского университета Нир Бомс сказал, что Украина стала более стратегически важной для России, чем Сирия. «Но Сирия также важна для России с точки зрения сохранения империи, или как там они хотят называться», говорит он. «Если они проиграют, это будет большим ударом. Там у них активы, планы, оружие, влияние. Россия сделала ставку и сейчас ее теряет».
Бомс считает, что конфликт вряд ли перерастет в широкомасштабный конфликт между Россией и Западом. Ожидается, что Россия попытается сохранить свое влияние в Сирии даже в условиях растущих угроз и снижения авторитета.
«Неспособность России сохранить свои активы в Сирии является публичным признанием упадка ее мощи. И это также повлияет на ее авторитет в других частях мира», считает Гольденберг. «Крах режима Асада и, как следствие, снижение возможности для России проецировать силу будут определять политический ландшафт региона на многие годы вперед».
24-летнее правление Башара Асада резко подошло к концу, когда повстанцы быстро захватили Дамаск, вынудив Асада бежать.
Над ключевыми российскими активами, базами ВВС и ВМФ в Алеппо, Хаме и Хомсе нависла угроза. Все эти активы стоили огромных ресурсов, которые Россия вложила в Сирию. «Россия потратила огромные суммы денег и ресурсов в Сирии», говорит политолог Леонид Гольденберг. «Это в том числе и жизни солдат, которые считались расходным ресурсом, и значительные финансовые вливания. Все улетело в трубу. Потраченные средства можно было бы использовать для улучшения жизни внутри России, для выстраивания более эффективных альянсов или для укрепления страны изнутри. Вместо этого они были потрачены на достижение целей, которые в итоге провалились».
Деятельность России в Сирии была демонстрацией ее влияния. «Они хотели показать, что способны решать глобальные проблемы, как положено сверхдержаве», сказал Гольденберг.
Экономические факторы на Ближнем Востоке также повлияли на интерес России к региону. «Россия планировала использовать Сирию и Турцию для строительства трубопроводов в Европу, но проект газопровода давно провалился. Изначально они поддерживали Асада, чтобы не допустить конкурентные трубопроводы через Сирию в Европу. Но большая часть европейского газового рынка теперь потеряна, и это уже не актуально», считает Гольденберг.
По его словам, провал России в Сирии хорошо показывает, насколько война на Украине обострила недостатки в стране. «Это показывает, что у России отсутствуют ресурсы для еще одного фронта», говорит он.
Председатель Исследовательского форума Сирии в Центре Моше Даяна Тель-Авивского университета Нир Бомс сказал, что Украина стала более стратегически важной для России, чем Сирия. «Но Сирия также важна для России с точки зрения сохранения империи, или как они там хотят себя называть», говорит он. «Если они проиграют, это будет большим ударом. Там у них есть активы, планы, оружие, влияние. Россия сделала ставку и сейчас ее теряет».
«Неспособность России сохранить свои активы в Сирии является публичным признанием упадка ее мощи. И это также повлияет на ее авторитет в других частях мира», считает Гольденберг. «Крах режима Асада и, как следствие, сокращение способности России проецировать силу будут определять политический ландшафт региона на многие годы вперед».