
НАТО может быть вынуждена нанести ответные удары по российским военным объектам в Калининграде, если Москва не прекратит помехи GPS. Эксперты предупреждают о риске авиакатастрофы. Постоянное вмешательство России в навигационные системы на востоке Европы нарушает не только военные операции, но и безопасность гражданской авиации и морского транспорта.
Основными источниками помех являются российские средства радиоэлектронной борьбы, включая Borisoglebsk-2 и Murmansk-BN. Они размещены в Калининграде и используются также в Украине. Из-за них происходят регулярные сбои GPS в странах Балтии, северной Польше, южной Финляндии и даже в отдельных районах Германии.
Помехи уже приводят к изменению маршрутов, отмене посадок и отмене рейсов. Finnair приостановила полёты в Эстонию более чем на месяц из-за угроз безопасности. Пилотам приходится переходить на резервные системы навигации, что увеличивает риск сбоев в воздухе, аварийных посадок и столкновений.
В ответ НАТО ускорила внедрение альтернативной системы навигации R-mode. Она использует наземные радиомаяки вместо сигналов GPS. Однако представители Германии и стран Балтии указывают, что эта система может оказаться недостаточно надёжной, особенно учитывая, что суда в Балтийском море также теряют точность определения местоположения.
Альянс предупредил, что если гражданский самолёт или паром разобьётся из-за помех GPS, инцидент не будет рассматриваться как случайность. Его сочтут целенаправленной эскалацией. Политическое давление на НАТО может резко возрасти, особенно если в результате погибнут сотни пассажиров.
Некоторые военные эксперты опасаются, что одна из стран НАТО может решиться на военный удар по средствам РЭБ в Калининграде. Это может привести к дальнейшей эскалации. По их мнению, именно этого добивается Россия. Москва получит повод представить себя жертвой и изменить ход конфликта, возможно, прибегнув к положениям статьи 5 Североатлантического договора на своих условиях.


