
Гибель высокопоставленного российского чиновника стала тревожным сигналом для политической элиты, указав на глубокие изменения в политической системе в условиях войны под прикрытием борьбы с коррупцией.
Впервые за десятилетия губернатор региона Курск Роман Старовойт был найден мёртвым в пригороде Москвы. СМИ сообщили, что он находился под следствием по делу о коррупции, связанной со строительством укреплений на границе с Украиной, что породило предположения о возможном самоубийстве, чтобы избежать ареста.
Его гибель указывает на фундаментальные изменения внутри механизма Кремля. Несколько лет назад губернаторы, оказавшиеся в подобных ситуациях, могли спокойно уехать за границу. Но традиционные пути спасения — отставка, перевод на другую должность или тихое эмигрирование — быстро исчезают, ведь список действий, которые режим считает угрозой безопасности государства, постоянно растёт.
«Новая черта российского режима, сформировавшаяся за три с половиной года войны, проявилась», — отметила Татьяна Становая, глава аналитического центра R.Politik. «Это своего рода чёрная зона политической ответственности: любая активность или бездействие, которые, по мнению властей, увеличивают уязвимость государства перед вражескими действиями, должно быть беспощадно и беспристрастно наказано».
За последний год спецслужбы начали проверки против пяти бывших глав регионов, чего ранее не наблюдалось в современной России, где высокопоставленные чиновники обычно получали мягкие наказания. Множество представителей более низкого уровня также оказались в рамках масштабной антикоррупционной чистки.
Коррупция в России процветала под покровом лояльности. Президент Владимир Путин долгое время воздерживался от кампаний против коррупции, оставаясь пассивным в расследованиях и передавая вопросы судам и правоохранителям.
До войны на Украине немногие федеральные чиновники или министры оказывались за решёткой по таким обвинениям. В двух самых заметных случаях бывший министр обороны Анатолий Сердюков почти избежал тюрьмы в 2013 году, а в 2016 году бывший министр экономики Алексей Улюкаев получил восемь лет за получение взятки от топ-менеджера нефтяной компании. Улюкаев утверждал, что его подставили, но отбыл срок и был освобождён в 2022 году.
С полномасштабным вторжением на Украину ставки значительно выросли, и аресты чиновников стали происходить чаще, хотя до уровня министров это случалось редко. В 2024 году, после военных неудач, силовики начали преследовать_inner circle_ бывшего министра обороны Сергея Шойгу, особенно тех, кто отвечал за военные подряды и логистику — сферы, склонные к коррупции и халатности.
Шойгу был заменён на технократа Андрея Белоусова и переведён на в основном церемониальную должность секретаря Совета Безопасности России. Его заместитель Тимур Иванов, отвечавший за строительство и логистику, получил 13 лет колонии за хищение почти 50 миллионов долларов.
Генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, возглавлявший управление кадров Генерального штаба, был арестован в мае 2024 года после того, как у него дома нашли более 1,2 миллиона долларов наличными и золото. Генерал-лейтенант Вадим Шамарин, руководивший связью в армии, также был арестован в тот же месяц по обвинению во взяточничестве, став четвёртым высокопоставленным военным, задержанным за несколько недель.
Тем не менее, именно смерть Старовойта стала «поворотным моментом для правящей элиты, пусть и остаётся отдельным случаем», отметил эксперт по России Александр Баунов.
За несколько часов до официального объявления о его смерти Путин подписал указ об увольнении Старовойта с должности министра транспорта, которую он занимал с весны 2024 года после ухода с поста губернатора Курской области.
Хотя он ушёл с поста до вторжения Украины, Старовойт был губернатором Курской области во время войны. Вместе со своими коллегами по соседним регионам Брянску и Белгороду он отвечал за строительство укреплений, предназначенных для сдерживания украинских войск: окопов, огневых позиций и так называемых «драконьих зубьев» — пирамидальных препятствий из железобетона, созданных для остановки или хотя бы замедления вражеской техники.
Неожиданный прорыв этих укреплений в прошлом году и последующая семимесячная оккупация частей Курской области вызвали расследования, включая обвинения в хищении почти 13 миллионов долларов, выделенных на проект. Местные СМИ сообщали, что «драконьи зубья» были низкого качества и разрушались из-за дождей и снега.
Бывший заместитель Старовойта и его преемник Алексей Смирнов продержался на должности менее года — он ушёл в декабре и был арестован по данному делу в апреле.
По данным делового ежедневника «Коммерсантъ», высокопоставленные сотрудники компании, строившей укрепления и также находящейся под следствием, дали показания, что платили до 15% откатов бывшему губернатору и его заместителю. По данным издания, Смирнов также дал показания против Старовойта.
Точные обстоятельства смерти Старовойта остаются неясными. В мрачном повороте событий сообщалось, что его тело было обнаружено в его Tesla с пистолетом Glock рядом — оружием, которое ему вручили в 2023 году за «выдающуюся службу по обеспечению безопасности граждан».
Следственный комитет, главное расследовательское ведомство страны, заявил, что основной версией остаётся самоубийство, но некоторые военные блогеры и прокремлёвские комментаторы выразили сомнения в этой теории.
«Мне кажется, что те, кто его устранил — те, против кого он мог бы дать показания после ареста, — пытаются скрыть его настоящее убийство под версией самоубийства», — сказал прокремлёвский политический аналитик Сергей Марков.
Дело Старовойта также сравнили с судьбами приближённых к Сталину — наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе и наркома авиационной промышленности Михаила Кагановича, которые покончили с собой во время или сразу после Большого террора конца 1930-х годов, чтобы избежать ареста и защитить свои семьи от преследования.
В 2023 году Путин отмахнулся от вопроса журналиста, спрашивавшего, не наступила ли Россия 1937 год — пик сталинских репрессий.
«Мы сейчас в 2023 году, и Российская Федерация находится в состоянии вооружённого конфликта со своим соседом. Я думаю, что к тем людям, которые наносят определённый ущерб внутри страны, должно быть определённое отношение», — ответил он.
Баунов утверждал, что ответ Путина отражает неформальное правило, сложившееся после Хрущёва, согласно которому смерть предназначалась для предательских шпионов и дезертиров. Но теперь эта категория расширилась, и смерть достигает рядов высокопоставленных чиновников, ранее считавшихся защищёнными.
«Версия об убийстве не покажется чиновникам такой уж невероятной. Независимо от того, как много следователи будут повторять, что это самоубийство, они будут верить своим страхам больше», — сказал он.
Два чиновника из соседнего региона Белгород, используемого как плацдарм для российских атак на Украину, также были арестованы этим летом по аналогичным обвинениям. На этой неделе заместитель главы Брянской области был арестован по подозрению в злоупотреблении властью. Теперь чиновники из трёх приграничных с Украиной регионов оказались замешаны в коррупции при строительстве оборонительных сооружений.
«Смерть Старовойта показывает, насколько усилилось давление внутри системы, из которой нет выхода. Высокий пост, показная лояльность и даже заслуги в войне больше не гарантируют защиты», — сказала Александра Прокопенко, научный сотрудник Центра Карнеги по России и Евразии, в своей недавней аналитике.


