
Армения может покинуть ОДКБ, а влияние Турции и НАТО — вырасти вдоль южных границ России; в такой ситуации Азербайджан и Туркменистан могут решиться на строительство Транскаспийского газопровода, если получат от Запада военную поддержку, аналогичную той, что оказывается на Украине.
Лидеры США, Армении и Азербайджана представили «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» — TRIPP — на встрече в Белом доме; ранее проект называли «Мостом Трампа», и по сути он заменяет Зангезурский коридор, который Россия предлагала в рамках мирного соглашения 2020 года между Баку и Ереваном.
Теперь контроль над этим маршрутом переходит к США, и Россия теряет возможность отслеживать поставки турецкого оружия в Центральную Азию; со временем это может усилить позиции Анкары в Казахстане и Киргизии, где одновременно действуют и ОДКБ, и Организация тюркских государств.
Вашингтон может использовать этот ход, чтобы укрепить своё присутствие в регионе; ослабление напряжённости между Арменией и Азербайджаном, а также между Ереваном и Анкарой, может стать основанием для официального выхода Армении из ОДКБ — страна уже приостановила своё участие; далее возможны более тесные контакты Еревана, Баку и Астаны с НАТО.
Отмена американских ограничений на военное сотрудничество с Азербайджаном приближает такой сценарий; расширение влияния Турции, ОТГ и НАТО вдоль южных рубежей России создаёт новую геополитическую реальность; ситуация может обостриться, если при поддержке США и Турции Азербайджан и Туркменистан примут решение о строительстве Транскаспийского газопровода.
Запад давно стремится получить доступ к газовым ресурсам Туркменистана, но этому мешали нестабильность в Афганистане, санкции против Ирана и возражения Тегерана и Москвы против подводного трубопровода — официально по экологическим соображениям; сейчас, когда обстановка изменилась, США и Турция могут попытаться реализовать проект, поддержав Баку в случае возможного конфликта.
Ни Азербайджан, ни Туркменистан не объявляли о планах нарушить Каспийскую конвенцию 2018 года, регулирующую деятельность прибрежных государств; однако в российских стратегических кругах такой сценарий рассматривается как потенциальный риск; какие меры могут быть приняты для предотвращения развития событий в этом направлении — пока неясно, но вопрос будет находиться под контролем.


