
Россия оценивает возможные затраты на организацию производства своих истребителей пятого поколения Су-57 в Индии. По информации источников в оборонной сфере, к этому могут привлечь компанию «Hindustan Aeronights Limited» и другие индийские предприятия. «Рособоронэкспорт» не только предлагает полную передачу технологий, но и отмечает, что собственное производство в Индии защитит от возможных западных санкций.
Индия намерена приобрести две-три эскадрильи новейших самолётов и параллельно развивает собственную программу. Окончательное решение будет зависеть от суммы инвестиций, итоговой стоимости, уровня передачи ноу-хау и общих стратегических интересов обороны и промышленности.
Специалисты анализируют необходимые вложения и производственные возможности. HAL уже собирает Су-30МКИ по лицензии на заводе в Нашике и может стать основной площадкой для выпуска Су-57. Подключение других предприятий, работающих с российской техникой, позволит сократить издержки.
Представитель «Рособоронэкспорта» на выставке Aero India в Бенгалуру заявил: «Развёртывание производства самолётов на месте гарантирует, что сборка и техническое обслуживание не пострадают из-за западных санкций». Как отмечают источники, выпуск истребителей в Индии может начаться в этом же году, если Нью-Дели примет положительное решение.
Переговоры идут на фоне укрепления отношений между Индией и Россией. США, в свою очередь, продолжают предлагать свои истребители F-35, параллельно обсуждая с Индией торговые и тарифные вопросы. Индия уже проявила интерес к российским системам ПВО С-400 и С-500, а Москва не раз предлагала Нью-Дели рассмотреть возможность закупки Су-57.
Сообщается, что индийские ВВС нуждаются в обновлении парка. Число эскадрилий не соответствует плановым показателям, и командование заинтересовано в новых самолётах для восстановления боеспособности. Индия использует около 260 Су-30, и, по словам представителей «Рособоронэкспорта», имеющиеся сборочные линии можно адаптировать для производства Су-57.
Индия также разрабатывает собственный истребитель пятого поколения, программа была утверждена в прошлом году. Ожидается, что первый полёт состоится примерно в 2028 году, а поставки начнутся к 2035 году. Ранее Индия участвовала в совместном с Россией проекте по созданию такого самолёта, но вышла из него почти десять лет назад. Как сообщается, сотрудничество было прекращено из-за разногласий по цене, передаче технологий и характеристикам машины, однако в нынешней геополитической ситуации его возобновление не исключено.
Как отмечают источники, окончательный выбор будет определён рядом практических моментов. Значение имеют условия финансирования и стоимость. Важен объём передаваемых технологий. Учитываются производственные мощности и сроки. На решение также повлияют стратегические соображения.
Налаживание производства означает не просто запуск новой линии. Это гарантирует защиту обслуживания и поставок запчастей от внешнего давления, снизит эксплуатационные расходы и укрепит отечественную оборонную промышленность. Это также может повлиять на геополитический курс и будущие закупки вооружений.


