Начиная с 1945 года, Америка лидировала в мировой политике и экономике. Во второй половине XX века Штаты проводили внутреннюю и внешнюю политику практически без оглядки на другие страны. Никто не осмеливался бросить им вызов. Но сегодня эти дни подходят к концу, гегемония Америки скоро станет прошлым. Слишком долго американский народ жил, считая, что хорошие времена никогда не закончатся. На самом деле это всего лишь иллюзия, в которую людей заставили верить.
Экономический бум Америки пробудил от спячки целую плеяду развивающихся стран. Развитие технологий уравновесило силы в мировой экономике, многие их этих развивающихся стран не просто хотят, но и в состоянии пойти по пути массового потребления в западном стиле. Ирония в том, что не только избыточное потребление внутри самой Америки, но и попытки развивающихся стран имитировать потребительские модели Запада, подорвут в итоге её экономику. Мы живём во времена заката империи. Америка будет стоять в стороне, и наблюдать, как более прозорливые нации завоёвывают экономику. На них не будет давить бремя неоплаченных долгов и недальновидной денежной политики.
Все, кто ещё верит, что империя США будет существовать вечно, должны взглянуть в лицо фактам:
Америка ведёт дорогостоящую войну с «террором»;
Валюта Америки ослабевает, чёткой стратегии для её поддержки нет;
Денежная система Америки покоится на долгах и потому требует постоянного экспоненциального роста, рост долгов и объёмов производства. Такая система, очевидно, нежизнеспособна;
Большой объём потребительской задолженности накладывает существенные ограничения на всю экономику страны;
Задолженность государства составляет триллионы долларов, продолжая увеличиваться с каждой минутой. Задолженность такого объёма невозможно погасить, если только окончательно не обрушить доллар, уничтожить жизненно важные программы социального обеспечения или обложить население Америки налогами до полного его разорения.
То, что появляется, должно исчезнуть
Шотландский историк Александр Тайлер описывает типичный цикл демократии:
«Демократия не может существовать как постоянная форма управления. Она может существовать лишь до тех пор, пока избиратели не поймут, что с помощью голосования они могут вытянуть больше денег из казны. С этого момента большинство всегда голосует за кандидатов, которые обещают потратить на них бóльшую часть денег из казны. В результате демократия всегда рушится из-за необдуманной фискальной политики. А затем приходит диктатура».
На протяжении истории, все бывшие великие империи мира достигали пика своего развития лишь с тем, чтобы затем навсегда исчезнуть:
Империя Древнего Египта пала под натиском Ассирийской империи;
Ассирийская империя пала под натиском Вавилонской империи;
Вавилонская империя палат под натиском Мидо-Персидской империи;
Мидо-Персидская империя пала под натиском греков;
Греки пали под натиском Римской империи;
Римская империя затем была поделена другими и т.д.
Вот ещё примеры. К 1714 году Голландия стала доминирующей силой в Европе благодаря своему умению извлекать энергию ветра и моря.
В 1814 году мощь военно-морского флота, в основе успеха которого лежал уголь, и стремительный экономический рост ознаменовали восхождение Британской империи.
В 1914 году, пока Британия и остальная Европа растрачивали средства на кровавые, длящиеся десятилетиями конфликты, на арену в качестве нового мирового соперника вышли США.
Какая же нация будет доминировать в XXI веке или в 2014 году? Одни делают ставки на Китай, другие на Европу или на организованный Ближний восток (или это оксюморон?).
Каждая нация имеет свой жизненный цикл, иначе бы мы до сих пор говорили по-гречески и использовали в торговле римские монеты.
Безнравственность нашей денежной системы бумажных денег вместе с мошеннической банковской системой, в которой банки обязаны создавать резервы лишь под малую часть своего долга, подорвали экономические ожидания человечества. Америка и весь остальной цивилизованный мир ошибочно полагают, что «имеющееся – это минимум». Поскольку наша фальшивая денежная система позволяет печатать деньги, когда это необходимо, мы ошибочно принимаем повышение номинальной стоимости актива за увеличение его фактической стоимости (например, цены на недвижимость или рыночная стоимость акций). Это заблуждение, потому что инфляция, возникающая в результате избыточного производства денег, вызывает лишь искусственное, а не фактическое увеличение стоимости соответствующего актива.
Отношение по типу «имеющееся – это минимум» требует, чтобы цена активов постоянно росла. Как могут чиновники ожидать, что такая система жизнеспособна? На самом деле они знают, что это не так. Вместо этого мастера денежных дел в ФРС просто пытаются избежать следующего кризиса, ежегодно закачивая триллион новой валюты в экономику США.
Но когда карточный домик разлетится на части, начнётся неразбериха. И только тогда корона гегемона перейдёт в руки другой страны или группы стран, которые всё начнут заново.
Здесь подмечен принципиальный момент жульнической фишки финансового капитализма. Прибылью является рост рыночной цены акций («а не фактическое увеличение стоимости соответствующего актива») . При этом рыночная цена акций растет из-за дешевизны денег под влиянием количественного смягчения. Никакие МСФО это не улавливают. Поэтому финотчетность фикция. Реальность и виртуальность разошлись. Все дурят всех. Важный урок кризиса долгового потолка 17 октября т.г., который не закончился и отсрочен на начало следующего года, состоит в том, что ФРС «напрягает» инвесторов с доверием к казначейкам (а значит с премией на риск). Это направлено на то, чтобы повысить рыночную доходность по казначейкам без официального сворачивания QE. Под влиянием повышения этого важнейшего показателя стоимости финансовых ресурсов (казначейки используются как залоги) банки могут поднять стоимость кредитования покупки акций игроками на рынках капиталов и подталкивать их к инвестициям в реальное производство и создание рабочих мест в условиях обесценения доллара как конкурентного преимущества США. По идее это призвано притормозить самовозрастание индексов фондового рынка. Прямое повышение процентных ставок ФРС-мой привело бы к прямому обвалу фондовых рынков, что не допустимо пока политически. Возможно, предпочтительнее для ФРС является раскрутка потребительской инфляции. Второй урок кризиса долгового потолка — начало срабатывания механизма margin calls по казначейкам, используемым в качестве обеспечения по операциям на денежно-кредитных рынках. До этого (кризис 2008 г.) данный феномен имел место в отношении акций, используемых в залоге по привлекаемым кредитам. Получается, финансовые власти США внедряют новый инструмент управления глобальным фиктивным капиталом — управление долговым потолком США, отвлекая внимание от сворачивания QE3 как способа создания фиктивных мировых денег.