Взять в аренду товар с тем, чтобы протестировать и купить, если понравится, после определённого испытательного срока — эта идея далеко не нова. Во всём мире на этом построено множество компаний, процветающих уже не один десяток лет.
Однако арендовать предметы гардероба до последнего времени позволяли себе только действительно очень нуждающиеся люди.
Экономический кризис продолжается в Европе уже пять лет и уровень безработицы бьет рекорд за рекордом. Среди молодёжи он иногда поднимается выше отметки в 50 процентов. В этой ситуации семьям ничего другого не остаётся, кроме как ввести режим жёсткой экономии, даже если это означает аренду одежды или её покупку «секонд хэнд».
Анук Гиллис живёт именно так. Джинсы, которые она носит, заказаны в интернет-магазине, но Анук они не принадлежат. Вместо того чтобы купить себе новую пару, которая стоит около 100 евро, она заключает с небольшой датской компанией-производителем » Mud Jeans » контракт на 12 месяцев. При заключении контракта она платит 20 евро, а затем за каждый месяц использования вносит ещё по пять евро. Спустя год у неё есть выбор: доплатить оставшиеся 20 евро и выкупить джинсы, вернуть или обменять их на новую пару.
Сорокалетняя миссис Гиллис работает секретаршей в меленьком датском городке Тилбург. Доходы у неё очень скромные, поэтому она регулярно приобретает подержанную одежду и обувь через интернет и выращивает овощи на собственном огородике. Когда она путешествует, например, в Рим, то ищет жильё на сайте Airbnb Inc., который помогает найти друг друга «бюджетным» путешественникам и местным жителям, желающим подзаработать сдачей жилья.
Хозяин компании «Mud jeans» объясняет: «Наша идея — сделать джинсы высокого качества доступными для любого человека с любым бюджетом». Джинсы, которые возвращаются в компанию, идут на переработку и создание новой пары, либо продаются как «секонд хэнд».
Многие считают, что аренда одежды может быть началом большого тренда для молодых людей, финансовое положение которых оставляет желать лучшего:
«Эта тенденция демонстрирует, как компании пытаются найти новые подходы к стеснённым в средствах покупателям, которые всё чаще обращаются к аренде, совместному использованию или бартерным сделкам. Причём подобные решения распространяются буквально на всё — начиная с одежды и путешествий до стрижки газонов. Кризис еврозоны и медленное восстановление экономики подгоняет эти процессы».
Само собой разумеется, что главной причиной возникновения бизнес-моделей, связанных с арендой одежды, стал финансовый кризис 2008 года.
«Аренда или совместное использование товаров и услуг — совсем не новая бизнес-модель, однако она получила самое широкое распространение с наступлением финансового кризиса 2008 года и распространением цифровых технологий. Появилось множество стартапов, связанных с арендой, многие из которых зародились в Кремниевой долине. В Европе эта идея была подхвачена с энтузиазмом, поскольку высокий уровень безработицы и правительственные меры экономии породили среди потребителей неуверенность в завтрашнем дне».
Описываемый процесс даже получил уже своё название»collaborative consumption» (совместное потребление).
«Совместное потребление находится на подъёме, и это связано с ограниченностью средств, которыми располагают люди», говорит профессор Копенгагенской школы бизнеса Люсия Риш.
Согласно результатам исследования, проведённого специалистами «Paribas SA», 68 процентов европейцев собираются покупать подержанные вещи в ближайшие годы, по сравнению с 58 процентами, которые покупают «с рук» в настоящее время. 53 процента признались, что с удовольствием поучаствовали бы в бартерных сделках, по сравнению с 31 процентами, которые уже имеют такой опыт.
По прогнозам «Frost & Sullivan», количество находящихся в совместном использовании автомобилей в Европе вырастет к 2020 году до 15 миллионов по сравнению с 700 тысячами в 2011 году.
«Крупные компании тоже уловили этот тренд. В июле этого года торговые отделения французской компании «Intermarché» начали предлагать услуги по аренде бытовой техники и электроники стоимостью выше 349 евро. Этот эксперимент, согласно заявлениям представителей компании, может распространиться и на другие товары, такие как садовый инвентарь и текстиль».
Однако, несмотря на оживление в этой сфере, суровая реальность такова, что стартапы, основанные на «совместном потреблении» не дают прибыли. По крайней мере, пока.
Многие европейские компании, связанные с «совместным владением» находятся в самом начале пути. Компания по пошиву джинсовой одежды Mud Jeans, по словам руководства и владельцев, ещё не принесла прибыли. Услугами компания «Intermarché», предлагающей аренду бытовой техники, воспользовались пока только 100 человек (главным образом берут смартфоны и стиральные машины). Во Франции программу этой компании поддержали 52 гипермаркета.
Ясно, что это только начало. И, возможно, недалёк тот день, когда бизнес-модель с арендой товаров распространиться на нижнее бельё и еду.