Крупный китайский производитель цемента собирается в четверг объявить дефолт по внутренним облигациям на сумму 2 миллиарда юаней (314 миллионов долларов) – это свидетельство того, что гигантская гора корпоративных долгов страны начала давать трещины.
Китайская Shanshui Cement Group собирается отказаться выполнять свои обязательства по своим долгам, что означает дефолт по деноминированным в долларах на сумму 500 миллионов облигациям с погашением в 2020 году, согласно докладу Bloomberg.
Она стала уже шестой китайской компанией, не сумевшей погасить долги перед отечественными кредиторами в этом году, сообщает Bloomberg.
В прошлом месяце Sinosteel не выплатила проценты по облигациям на сумму 2 миллиарда юаней со сроком погашения в 2017 году, а Baoding Tianwei Yingli New Energy Resources Co. не смогла собрать причитающуюся к выплатам 13 октября сумму задолженности.
За последние несколько лет китайские компании, банки и муниципальные органы накопили огромные долги.
По данным Bloomberg, заимствования китайских компаний и домохозяйств достигли рекордных 207 процентов от ВВП в конце июня, по сравнению с 125 процентами в 2008 году.
К сведению, греческий долг составляет «только» 185 процентов. («Нормальным» уровнем долга для страны считается примерно 100 процентов от ВВП).
Корпоративный долг в Китае растёт самыми быстрыми темпами по сравнению с другими ведущими 15 экономиками мира.
Корпоративный долг Китая — самый большой среди крупнейших экономик мира
Причины сложившейся ситуации связаны с последствиями финансового кризиса 2008 года. Центральные банки по всему миру вынуждены были снизить процентные ставки до рекордно низкого уровня и стали скупать государственные долги, чтобы укрепить финансовую систему и сохранить приток дешёвых денег.
Это сократило выплаты по процентам, причитавшиеся инвесторам в менее рискованных инвестиционных проектах, поэтому те обратились к долговым обязательствам, выпущенным компаниями в развивающихся странах, обеспечивающим приличную доходность.
Низкие долгосрочные ставки в мировых финансовых центрах также подтолкнули иностранных инвесторов на местные рынки государственных облигаций многих развивающихся экономик, которые предлагали более высокую доходность. Это способствовало расширению заимствований на рынках капитала – корпорациями в иностранной валюте на международных рынках и правительствами в местной валюте на внутреннем рынке.
В какой-то момент всё это развернётся в обратную сторону — постепенно или внезапно.
Федеральная резервная система США даёт сигналы, что повысит ставки, возможно, уже в декабре.
Если это произойдёт, то китайским компаниям всё труднее будет обслуживать свои текущие долги, делая дефолт всё более вероятным.
С чьей-то подачи, западные аналитики любят сравнивать китайский КОРПОРАТИВНЫЙ долг с государственными долгами развитых стран. Сложите китайский гос.долг и корпоративный — (0.8+15.5)7.5 = 217% (от ВВП)
если взять гос.долг+корпоративный долг, то получим более забавные цифры, например Франция:
ВВП — $2.8трлн.
гос.долг — $5.4трлн.
корп.долг — $3.4трлн. (121% от ВВП по графику из этой статьи)
имеем сумму долгов Франции (5.4+3.4)/2.8 = 314%ВВП
Такую операцию можно проделать с любой из развитых стран и получить зашкаливающие за понимание цифры, вот самая забавная — Великобритания (10+1.6)/2.2 = 527%ВВП
А возьмите Бельгию — Финляндию — Данию — Грецию, везде будет более 250%ВВП