Следующей важным рубежом глобальной конкуренции будет быстро развивающаяся Арктика. Таяние арктических льдов открывает новые транзитные маршруты и доступ, по приблизительным оценкам, к 22 процентам неразведанных мировых запасов нефти и природного газа. И Россия стремится использовать открывающиеся возможности.
На прошлой неделе в ходе слушаний в американском Центре стратегических и международных исследований вице-председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Пол Селва прокомментировал совсем не впечатляющее присутствие сил США в регионе.
«Тот факт, что у нас нет возможности каким-либо существенным образом обеспечить своё присутствие в Арктике, ставит перед нами задачу, которую необходимо решать», — сказал Селва.
Ситуацию можно исправить, приняв предложение Береговой охраны США строить новые ледоколы.
«Сколько нам надо ледоколов — один, два, четыре или двенадцать — этот вопрос можно оставить экспертам. Но со стратегической точки зрения возможность отслеживать, понимать и влиять на изменения, происходящие в Арктике, соответствует нашим интересам и интересам всех стран, которые в силу своих особенностей граничат с Арктикой, включая Россию».
«Я не уверен, что они [ледоколы] могут решить проблему, но это, вероятно, является частью решения», — добавил генерал.
В настоящее время США имеют два ледокола: “Cutter Healy”, в основном используемый для исследований, и прошедший ремонт тяжёлый ледокол “Polar Star”, являющийся одним из самых мощных в мире кораблей без ядерной энергоустановки.
Между тем, Россия продолжает реализацию планов по милитаризации Арктики, предусматривающих наличие в строю более 20 ледоколов.
«Сейчас мы даже не в одной лиге с Россией», — приводит Newsweek слова командующего береговой охраны Пола Зукунфта. — Мы пока вообще не в игре».
«По существу, у нас ничего нет», — заявил сенатор Ангус Кинг после возвращения из поездки в Гренландию, сообщает Washington Examiner.
«Президент выделил деньги в бюджете в этом году, чтобы начать постройку нового ледокола, но пока он будет строиться, у ныне действующего истечёт срок эксплуатации, так что это будет замена, а не пополнение», — добавил Кинг.
По словам старшего научного сотрудника Центра новой американской безопасности Роберта Каплана, являющегося автором книги «Месть географии», Арктика «придаёт новую значимость морской мощи и определяет особую роль военно-воздушных сил в последующие десятилетия».
С точки зрения торговли, такие полярные маршруты, как Северный морской путь из Восточной Азии в Европу через Северный Ледовитый океан, открывают экономические возможности, которые будут и далее «сплетать Соединённые Штаты, Россию и Китай во всё более тесные объятия», по мнению Каплана.