Если бы тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск» был достроен, он стал бы плавающей громадой длиной более 300 метров с водоизмещением в 85 тысяч тонн. На борту корабля могла бы разместиться авиационная группа из самолётов и вертолётов в количестве до 70 машин.
Оснащённый атомной энергоустановкой суперавианосец в сопровождении советских военных кораблей и субмарин не позволил бы американскому флоту приближаться к берегам своей страны.
Однако «Ульяновск» – это грандиозный, но нереализованный проект. Россия не смогла закончить постройку из-за финансовых проблем. После завершения холодной войны российская экономика пришла в упадок, и строительство новых кораблей стало невозможным.
«Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году. Но сегодня Кремль тратит миллиарды рублей на модернизацию войск, и России необходим новый суперавианосец для противостояния с США.
Большой проект, неподходящее время
«Ульяновск» был заложен в 1988 году, когда начался распад СССР. Это был настолько масштабный проект, что строители смогли бы завершить постройку не ранее середины 90-х годов.
Строительством корабля занимался Черноморский судостроительный завод в Украине, известный как Южная верфь 444 в Николаеве. Это старейшее предприятие, история которого началась в XVIII веке, когда князь Григорий Потёмкин в 1789 году распорядился построить верфи для восстановления российских кораблей, получивших повреждения в ходе Русско-турецкой войны.
На этих верфях был построен знаменитый броненосец «Потёмкин», на борту которого в 1905 году произошло восстание. По мотивам этих событий Сергей Эйзенштейн снял ставший классикой фильм «Броненосец “Потёмкин”».
В ранний советский период завод строил военные корабли. В 60-70-е годы на Южной верфи 444 были построены противолодочные крейсера типа «Москва» и «Киев».
Но ни один из этих кораблей не сравнится с «Ульяновском».
Названный в честь родного города Владимира Ленина авианесущий крейсер был огромным, даже по российским стандартам.
Двигательная установка состояла из четырёх атомных реакторов КН-3, которые предназначались для гигантских атомных крейсеров типа «Киров», наподобие тяжёлого атомного ракетного крейсера «Фрунзе». «Ульяновск» мог развивать скорость в 30 узлов.
Суперавианосец мог разместить на борту как минимум 44 истребителя Су-33 и МиГ-29. «Ульяновск» был оборудован двумя паровыми катапультами, трамплином и четырьмя авиафинишёрами, поэтому полётная палуба была бы оживлённой.
Конструкция предусматривала наличие трёх подъёмников с грузоподъёмностью в 50 тонн каждый, с их помощью самолёты попадали из ангара на взлётно-посадочную полосу. Кроме того, на борту «Ульяновска» могли базироваться вертолёты для выполнения поисково-спасательных работ и задач противолодочной обороны.
Предполагалось, что экипаж будет состоять из 3400 человек – это вполовину меньше команды американских авианосцев класса Nimitz, но сопоставимо с экипажами других советских судов.
Для чего нужен суперавианосец?
СССР горел желанием создать суперавианосец. Массивные корабли – это обычное дело для советского или российского флотов.
Сегодня в распоряжении России находится лишь один авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», постройка которого была завершена в 1985 году. Он значительно уступает «Ульяновску» в размерах. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» преследуют технические проблемы, и без сопровождения буксирного судна он в море не выходит.
Но для постройки «Ульяновска» были причины. Профессор американского Военно-морского колледжа Джеймс Холмс рассказал, что СССР хотел создать «синий» оборонительный пояс в удалённых от берега водах.
«Синий пояс» – это комбинация наземных, морских и воздушных сил, которые сообща препятствуют американским авианосцам и подлодкам. Россия могла охранять свои границы и обеспечивать безопасность вооружённых баллистическими ракетами подводных лодок, которые выполняли задачи ядерного устрашения.
«В то время эти подлодки неделями находились на безопасных глубинах, – рассказывает Холмс. – Авианосцы могли помочь СССР выполнять военные операции в воздухе и на земле в рамках “синего” оборонительного пояса, выслеживая силы специального назначения ВМФ США, проникающие в евразийские воды».
Кроме того, на постройку «Ульяновска» СССР сподвигла национальная гордость.
«Москва желала доказать, что СССР способен потягаться с конкурентами, – объясняет Холмс. – Америка считает себя сверхдержавой, и чтобы не отставать, советские лидеры захотели обзавестись такими же игрушками. Обычно так ведут себя дети, но это основные человеческие мотивы».
«Дело не только в боевых задачах и миссиях, на выполнение которых способны авианосцы, – подчёркивает Холмс. – Речь идёт о предназначении и величии страны».
Но в середине 90-х годов российские суда ржавели на приколе, а морякам не выплачивали деньги, и США решили вмешаться, чтобы помочь утилизировать советские атомные подлодки и обеспечить безопасность российского ядерного арсенала.
«Советская сторона действовала грамотно, – отмечает Холмс. – Москва не собиралась обрекать себя на гибель в погоне за соперником. СССР был великой континентальной державой, и его армия и воздушные силы нуждались в финансировании. Проект по постройке суперавианосца оказался непозволительной роскошью».
«Когда нет возможности поддерживать существующий флот в боеспособном состоянии, негде найти средства для обслуживания первого атомного суперавианосца – судна, которое потребует неподъёмных людских резервов».
Москва вновь наращивает военную мощь?
Но сегодня Россия вновь стремится воплотить в жизнь мечту о суперавианосце. По словам главнокомандующего ВМФ РФ (до апреля 2016 года) Виктора Чиркова, у России появится авианесущий крейсер. Проект находится в разработке.
Российские СМИ сообщают, что планируется создание нового типа авианесущих крейсеров. Корабли будут несколько крупнее американского Nimitz, они смогут вместить 100 самолётов.
Но из-за экономических проблем и затрат на обслуживание и модернизацию устаревающего флота возникают сомнения в том, что Россия сможет построить столь дорогой корабль.
Холмс полагает, что стоимость нового российского авианесущего крейсера приблизительно оценивается в 8,5 миллиарда долларов, а на его постройку уйдёт до 7 лет. Но профессор подчеркнул, что относительно постройки корабля Россия настроена серьёзно.
У великих держав, и Россия считает себя таковой, есть авианосцы, поэтому корабль станет символом национального возрождения и предназначения. Другими словами, новый авианесущий крейсер сгладит воспоминания о сложных временах распада СССР.
«Иностранцы считают СССР мрачной страной, но россияне помнят его величие, – говорит Холмс. – Это устоявшееся впечатление».
Для российского флота провал проекта по постройке «Ульяновска» стал самым ярким и неприятным воспоминанием.
Неужели у нас в среде военных остались дегенераты готовые начать строить такое уе …ще Угробить экономику, флот( ничего другого построено быть не может.) Десять лет строить плавучее кладбище, для 5 тысяч моряков. Чтобы все погибли разом от одного удара. Я бы таких дебилов в муравейник сунул без всякой жалости.
Какой авианосец? Фрегаты до делать не можем. Надо соразмерять хотелки с возможностями. Разворовывать страну подельникам пути, меньше надо.
Лучше Симбирск ! А Ульянов вызывает воспоминания Брестской капитуляции, гражданской резне и т.д.
у идиотов и воспоминания идиотские
И комментаторы такие же… Знатоки!
Состояние российской экономики не позволяет не то что строить авианосцы, а хотя бы провести ремонты существующих крупных надводных кораблей и подводных лодок, доставшихся от убитого СССР. Так если атомную многоцелевую ПЛ в СССР стоили 3 года, то сейчас лишь её ремонт растягивается на 6-7-8 лет.
У вас ошибочные сведения.
Для ознакомления по подлодкам https://sdelanounas.ru/blogs/59524/
ВМФ в период до 2020 года получит 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения проекта «Борей», 54 боевых надводных кораблей, а также 16 многоцелевых подводных лодок.
В 2018 начнется модернизация Адм.Кузнецова.
До 2020 года в состав флота должны войти боевые атомные тяжелые ракетные крейсера: ПЕТР ВЕЛИКИЙ, Адм.ЛАЗАРЕВ, Адм. НАХИМОВ, Адм. УШАКОВ.
Будут модернизированы подводные лодки и оснащены новейшим оружием: проекта 949А , лодки проекта 877 и 971 , 945А и 945 .
Так что состояние российской экономики позволяет делать то, что нам надо.
Всему своё время… Всему свой час… Надо много работать, меньше пустословя и праздно и некомпетентно говоря… У РОССИИ нет друзей («партнёры не в счёт»!), кроме её АРМИИ и ФЛОТА. С БОЖЬЕЙ помощью всё приложится ! С ней же, всё, что надо, у флота будет…
Автору статьи неплохо бы начать учить матчасть. Уже лет десять как российская военная доктрина даже не упоминает возможность постройки авианосцев. Авианосцы в современных условиях это анахронизм прошлого. И еще, авианесущий крейсер это НЕ АВИАНОСЕЦ (совершенно другие задачи)и сотня самолетов ему не нужна от слова абсолютно. Хотелось бы узнать, какие российские СМИ писали о проекте авианесущего крейсера с сотней самолетов.
Так что автору кол с минусом за дичайший профанизм.
Скорее всего наши будут строить авио несущий крейсер т.е. авианосец с крейсерским вооружением , потому что Адмирал Кузнецов и проданные другим странам при развале СССР были авианесущими крейсерами. И потом технологии развиваются, врятли к атому времени потребуется 5000 человек. И потом Адмирала Кузнецова охранял наш фригат.Помните Фонклендский конфликт из пяти ракет экзосет четыре были сбиты , и лишь одна попала в надстройку , но на ремонт его всё-таки отправили, своим ходом. Так что авианосец уничтожить практически почти невозможно.
ДЛЯ УМНИКОВ ВСЕ НАШИ ПОДВОДКИ ПОСЛАНЫЕ НА КУБУ БЫЛИ ПЕРЕХВАЧЕНЫ АМЕРИКАНЦАМИ И БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ СВПЛЫТЬ ПО ИХ ТРЕБОВАНИЮ
Паша иди русский язык учи.
Сколько же де@илов комментирует в стиле Шарикова, про несогласие со всеми и желание взять и поделить…
С Божьей помощью Россия все построит!