Проиграют ли США Европу России?

Источник перевод molten

25.10.2010

ПАРИЖ — Соединённые Штаты свистом и криками в рупор призывают своенравных членов НАТО обратно в резервацию. США решили что они отклоняются от учения, которое в значительном степени является законом.

Когда на этот раз администрация Обамы топнула ногой, никто не вытянулся по струнке.

Правильнее сказать, что Германия и Франция, которые встречались с Россией в северной Франции на прошлой неделе, дали понять, что собираются сформировать трёхсторонний междусобойчик по обсуждению повседневной внешней политики и вопросов безопасности, и даже расширить его, пригласив других партнёров, указывая, в частности, на Турцию, которая в будущем тоже может стать участником.

Это может выглядеть как попытка решения проблемы европейской безопасности в такой манере, которая, по крайней мере, отчасти, будет держать НАТО на некоторой дистанции. И возможно такая формула облегчит для России плей-офф — что совершенно не новость — европейские союзники против США, или НАТО и ЕС, один против другого.

Но есть и ещё подробности о теоретическом отделении евроатлантических отступников: предложение, сделанное в июне канцлером Ангелой Меркель об установлении Комитета по политике и безопасности ЕС-Россия, и намерение президента Николя Саркози, провозглашённое им в Довиле, об основании экономического пространства ЕС-Россия «с общей концепцией безопасности».

Непосредственно перед проведением совещания в Довиле, посол России в ЕС Владимир Чижов опередил планы Меркель\Саркози, и рассказал репортёрам, что Россия в данный момент хочет оформить отношения с уже существующим Комитетом ЕС по вопросам внешней политике и безопасности. «Я и не собираюсь присутствовать на каждом заседании Комитета», сказал он, «но должен существовать механизм, который позволил бы предпринимать совместные шаги».

Что касается топания ногой администрацией Обамы, то, как сказал высокопоставленный американский чиновник: «С каких это пор интересно европейская безопасность не является вопросом, который касается Америки, а Европа и Россия смогут его решить? Будучи в центре европейской безопасности 70 лет, странно слышать, что это больше не является вопросом, который относится к Америке».

И что, Европа сразу раскаялась? Я спросил об этом германского политика. Он говорил о немецкой и французской лояльности по отношению к НАТО. И он сказал, «Я понимаю, что в Америке существуют подозрения».

«Но», добавил он, «Соединенные Штаты должны признать, что времена меняются. И тому есть множество примеров. Почему бы не согласиться с нашей позицией по этому вопросу?»

Немецкий чиновник не перечислил их, но существуют очевидные факторы, объясняющие французские и немецкие инициативы.

Первым является отсутствие интереса к Европе у президента Обамы. Его отсутствие на церемонии, посвящённой окончанию холодной войны в Берлине, и его отмена совещания с участием нового президента ЕС имели символическое значение.

В то же время перезагрузка с Россией, и желание администрации вести переговоры с российским президентом Медведевым, как с потенциальным западно ориентированным партнёром, дало немцам и французам ощущение того, что они свободны в своих действиях, базирующихся на собственных интерпретациях перемен в Москве.

С европейской точки зрения США стали значительно больше зависеть от России из-за поддержки ею военных грузов в Афганистан, и усилению, хотя и умеренного, давления по Ирану. Из-за того, что перезагрузка изображается администрацией как успех во внешней политике, критика России из Вашингтона минимальна.

Считайте, что это ирония: чем больше Россия вовлекается в принятие решений Европой относительно вопросов безопасности, что, похоже, является предложением французов, и\или немцев (вспомните например предполагаемую продажу Москве вертолётоносцев Мистраль), тем больше впечатление, что недовольство администрацией относительно ситуации перемещается на европейцев.

Пример: постоянный представитель США в НАТО Иво Даалдер, сказал на прошлой неделе в Париже речь, в которой он умолчал о маневрировании русских, но описал как «непонятно» и «очень странно» то, что «НАТО не имеет реального стратегического партнёрства с ЕС».

Вообще то правда. С другой стороны, Россия предприняла целый ряд шагов: 10 дней назад, когда Медведев предложил Уго Чавесу помочь построить первую атомную станцию в стране, Государственный департамент выразил озабоченность относительно того, что технологии уходят «в те страны, куда они уходить не должны», но добавил, что отношения между Венесуэлой и Россией (давнего поставщика Ирану ядерных материалов), «не вызывает у нас озабоченность».

На прошлой неделе то же самое. Когда Медведев наградил самыми высокими наградами России «спящих» шпионов, которых выдворили из США в июле прошлого года, пресс-секретарь Госдепартамента прервал вопрос репортёра, сказав «без комментариев». Вашингтон также предпочитает ничего не говорить о поддержке г-ном Медведевым на встрече в Довиле плана Саркози, как главы консультационной группы G20 в следующем году, о сосредоточении внимания на ограничении роли доллара как резервной валюты мира.

После Довиля американцы предпочли поаплодировать решению Медведева приехать на саммит НАТО в Лиссабоне в следующем месяце, который пройдёт вслед за выборами в Конгресс. Никто не ждёт что он объявит о решении присоединиться, или одобрит инициативы США по размещению противоракетного щита для Европы — теоретически органической связки, укрепляющей трансатлантическое будущее альянса — хотя появление президента России в качестве гостя на собрании НАТО может рассматривается как важный жест реального сотрудничества.

Тем не менее, при всех опасениях Америки касательно договоров с Россией, вряд ли появились бы соответствующие публичные заявления от администрации, которые служили бы предостережением относительно заинтересованности Москвы в создании соперничества между НАТО и ЕС. Согласно бывшему высокопоставленному чиновнику Госдепартамента, отвечающему за Россию Девиду Крамеру, новые обстоятельства показывают, что «русские сейчас имеют больше рычагов давления в отношении США, нежели им следует иметь».

Это было неожиданно в тех обстоятельствах, но на брифинге перед встречей в Довиле, которая так не понравилась администрации, источник из окружения французского президента поставил большую «звездочку» — больше, чем Вашингтон делает это в открытую — рядом с желанием Франции создать «опору на Западе» из «непрочных» признаков перемен в России.

«У нас нет уверенности в том, что это постоянный стратегический поворот», заявили в Елисейском дворце.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий