Почему Россия готова продать Китаю новейший Су-57

Официально одобрив Су-57 для экспорта в начале этого месяца, Россия готова предоставить свой истребитель пятого поколения Китаю.

Выступая на авиакосмической и морской выставке LIMA-2019, представитель Ростеха Виктор Кладов изложил видение будущего китайско-российской торговли оружием: «Китай недавно осуществил поставку 24 самолетов Су-24, и в следующие два года примет решение либо закупить дополнительные Су-35, построенные на территории Китая, либо купить истребитель пятого поколения. Это может стать еще одной возможностью для Су-57Е».

Пока не совсем понятно, чем, если вообще, экспортный вариант Су-57Е отличается от базовой конструкции. Ответы на это, как намекнул Кладов, могут быть получены на авиасалоне в Дубае в этом году.

С началом серийного производства Су-57, когда первая партия будет поставлена в текущем году, российское государственное экспортное агентство Рособоронэкспорт начинает длительный и сложный процесс переговоров по контрактам с основными потенциальными клиентами.

На первый взгляд кажется, что Рособоронэкспорту не стоит продвигать Су-57 на экспортные рынки на столь раннем этапе производственного цикла. Однако такой подход не лишен преимуществ. Во-первых, первый контракт, заключенный на высшем уровне с Пекином подстегнет рыночный интерес со стороны других импортеров. Предполагаемая покупка Китая уже набирает обороты в обсуждениях внутри военного сообщества Индии, хотя то, смягчит ли Дели позиции в отношении Су-57, еще неизвестно. Кроме того, это восстановит здоровье и сохранит жизнеспособность растущих китайско-российских отношений в сфере безопасности.

Во-вторых, важно понимать, что российский военно-промышленный комплекс играет в долгосрочную игру с Су-57. Цель не в том, чтобы нарастить многочисленные эскадрильи Су-57 и распространить аппарат в российских аэрокосмических силах, по крайней мере, не в ближайшее время. Скорее, российская стратегия заключается в том, чтобы утвердить Су-57 в качестве платежеспособной в финансовом отношении платформы, которая будет постепенно вытеснять старые самолеты, чтобы в ближайшие десятилетия стать основным истребителем авиации России. Ориентация на экспорт имеет решающее значение для этого плана, так как выручка от контрактов по Су-57 будет реинвестирована для дальнейшего расширения производственных и логистических цепей Су-57.

Выгода для России очевидна, но именно китайская половина сделки требует более детального анализа. В конце концов, ВВС Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) в настоящее время разрабатывают собственный истребитель-невидимку пятого поколения J-20. Можно предположить, хотя и не очень убедительно, что J-20 и Су-57 могут сосуществовать в одних и тех же военно-воздушных силах, поскольку выполняют принципиально разные оперативные функции. Как метко описывает Дэвид Акс из National Interest, J-20 является «быстро летающей и взламывающей оборону ракетоносной платформой». То есть предполагаемая роль J-20 состоит в том, чтобы глубоко проникать сквозь современные высокотехнологичные средства противовоздушной обороны и уничтожать критически важную инфраструктуру. Философия конструкции Су-57 совершенно иная — это платформа для завоевания превосходства в воздухе, которая поступается определенными функциями скрытности и атаки наземных целей ради беспрецедентного потенциала в дуэлях «самолет против самолета».

Более вероятная гипотеза, недавно высказанная китайским авиаконструктором Ван Юнцином в интервью китайскому изданию Global Times, заключается в том, что китайцы заинтересованы в Су-57 для обучения и исследований. Глубокое погружение в конструкцию Су-57 (особенно если они получат его с долгожданным двигателем «Изделие-30» второй версии) может дать китайским аэрокосмическим инженерам представление о том, как улучшить конструкцию или производственный процесс J-20.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0