В Брюсселе русофобия превалирует над здравым смыслом: ЕС тормозит одобрение вакцины «Спутник V»

Недавно исполнился ровно год с того дня, когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о глобальной пандемии нового коронавируса SARS-CoV-2 и вызываемого им заболевания Covid-19. Число смертельных случаев во всем мире достигло 2,6 миллиона и продолжает расти.

Появление эффективных вакцин породило новую надежду на то, что смертельный вирус может быть искоренен. «Спутник V», вакцина российского производства, была зарегистрирована первой в мире еще в августе прошлого года и с тех пор по итогам масштабных клинических испытаний доказала свою высокую эффективность и безопасность. Более того, судя по поступающим данным, она весьма эффективна против новых опасных штаммов вируса, появление которых угрожает успешной иммунизации и, в конечном итоге, ликвидации пандемии.

Более сорока стран уже официально одобрили применение «Спутника V», и во всем мире, похоже, нарастает интерес к российскому препарату. По сравнению с западными альтернативами, он намного дешевле, приблизительно в десять раз, а также гораздо боле удобен в хранении и транспортировке, поскольку не нуждается в специальных высокотехнологичных контейнерах. Особое значение это преимущество российской вакцины имеет для десятков беднейших стран Азии, Африки и Америки.

Готовность России поставлять свою вакцину другим странам вполне соответствует разумной медицинской стратегии содействия максимально широкой и быстрой иммунизации. Глобальная пандемия требует коллективных решений, поскольку ни одна из стран не может чувствовать себя в безопасности, пока не окажутся в безопасности все.

Между тем, Соединенные Штаты, Британия и Европейский Союз справедливо обвиняются в «вакцинном национализме». Речь идет о том, что они уделяют первостепенное внимание защите собственного населения, пренебрегая всеми остальными. Это не только весьма сомнительно с моральной точки зрения, но и контрпродуктивно. До тех пор, пока вирус SARS-CoV-2 будет по-прежнему распространяться в других частях мира, в результате мутации могут развиться более опасные штаммы, которые способны пустить под откос все усилия по вакцинации, даже в тех странах, которые стремятся охватить прежде всего собственное население, таких как США и Британия.

Европа оказалась перед особенно сложным вызовом. Вакцинация в Европейском Союзе столкнулась с задержками в цепочках поставок, а кроме того, альянс из 27 государств должен действовать согласованно, что дополнительно замедляет кампанию вакцинации.

К настоящему времени Евросоюз одобрил три вакцины: британско-шведскую «Oxford-AstraZeneca», американо-германскую Pfizer-BioNTech и американскую Moderna. Четвертая вакцина от компании Johnson & Johnson получила разрешение на прошлой неделе, но прежде чем она начнет применяться, может пойти еще несколько недель.

Имеются и другие проблемы. Так, несколько стран Европейского Союза прекратили использование вакцины AstraZeneca после ряда смертельных случаев в результате тромбоза среди людей, получивших эту инъекцию. Пока неизвестно, являлись ли эти смерти непосредственным результатом прививки. Между тем, применение этой вакцины было приостановлено в Австрии, Дании и Италии. Некоторые страны, не входящие в Евросоюз, такие как Исландия и Норвегия, также затормозили использование этого препарата.

Все эти препятствия могут лишь замедлить и без того вялую программу развертывания вакцинации в Европейском Союзе. Прежде всего, они подрывают доверие общества к прививке этой вакциной, даже если она уже модернизирована и избавлена от риска подобных побочных эффектов. А это, в свою очередь, ложится дополнительным бременем на поставки трех остальных одобренных вакцин.

Чем дольше затягивается вакцинация населения европейских стран, тем больше опасность появления новых штаммов, которые отдаляют возвращение общества к нормальному допандемическому состоянию. Люди теряют терпение и начинают сопротивляться мерам изоляции. Пандемия разрушила экономику и лишила огромное число домохозяйств средств к существованию. Миллионы рабочих мест потеряны. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на прошлой неделе призвала ЕС ускорить вакцинацию, чтобы как можно скорее вернуться к восстановлению экономики.

Именно в этом контексте необходимо рассматривать официальное нежелание ЕС допустить применение российской вакцины «Спутник V». Европейское агентство по лекарственным средствам, официальный  регулирующий орган в области вакцинации, до сих пор не одобрило российский препарат, даже несмотря на то, что вся необходимая информация для подачи заявки была предоставлена российским разработчиком еще два месяца назад.

Неоправданная задержка со стороны властей Евросоюза идет вразрез с подтвержденной научными исследованиями эффективностью «Спутника V» и растущим спросом на российскую вакцину во всем мире. В то же время, пренебрежительные и циничные заявления Брюсселя указывают на прискорбную политизацию проблемы пандемии. По иронии судьбы, они первыми начали обвинять в этом Россию.

Вместо того чтобы принять российские предложения, продиктованные духом партнерства и разумной медицинской стратегией искоренения вируса, политики Евросоюза, такие как президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и ее предшественник на этом посту Дональд Туск, необоснованно ссылаются на политику времен холодной войны, стержнем которой являются соперничество и вражда. Из их уст звучат ехидные обвинения в том, что Россия якобы использует «мягкую силу вакцины», чтобы спровоцировать раскол внутри Европейского Союза и в целом укрепить авторитет Кремля во всем мире.

Эта русофобия и мировоззрение в духе холодной войны достойны всяческого порицания. Очевидно, что некоторые высокопоставленные чиновники ставят политику, основанную на иррациональных предрассудках, выше общественного здоровья и безопасности.

Число смертельных случаев от Covid-19  за прошлый год в континентальной Европе составляет 900 тысяч, то есть примерно треть от общемировых показателей. Эта цифра сопоставима с рекордным показателем США, где пандемия унесла жизни 530 тысяч человек. Россия, крупнейшая страна континентальной Европы, кровно заинтересована в искоренении этой пандемии. Число смертельных случаев, зафиксированных на ее территории, составляет около 88 тысяч.

Москва предлагает Европейскому Союзу беспроигрышное решение. Российская вакцина «Спутник V» способна компенсировать дефицит в поставках, с которым столкнулся ЕС, причем немедленно.

Впрочем, некоторые европейские страны уже сейчас предпринимают собственные меры, чтобы воспользоваться российским препаратом. Так, на прошлой неделе Италия заключила сделку с российским разработчиком, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и институтом имени Гамалеи, о лицензировании производства вакцины «Спутник V» в Италии. Другие соглашения о локальном производстве, согласно сообщениям СМИ, обсуждаются Германией, Францией, Испанией и Финляндией. Между тем, такие члены Евросоюза как Венгрия, Словакия и Чехия уже заказали российскую вакцину. При этом результаты опросов показывают высокую степень доверия населения большинства европейских стран к российскому препарату.

Нежелание отдельных групп в руководстве Европейского Союза принять «Спутник V» противоречит стремлению некоторых стран как можно быстрее воспользоваться российской вакциной. Иррациональная русофобия кое-кого из лидеров ЕС является результатом их привычной пропагандистской клеветы на Россию, изображающей самого большого соседа Евросоюза как агрессора и врага западной цивилизации. Таким образом, сегодня, когда речь идет о принятии рациональной политики по борьбе с пандемией, от которой зависит будущее всего мира, они фактически оказываются заложниками собственной болезненной русофобии. В результате широкая европейская общественность вынуждена расплачиваться за эти предрассудки и безнадежно устаревшее мировоззрение времен холодной войны.

Россия предлагает взаимовыгодное решение, основанное на научных достижениях, человеческой солидарности и стратегическом сотрудничестве в области здравоохранения. Те, кто препятствуют этому решению, проявляют преступную халатность и пренебрежение, за которым стоит укоренившаяся иррациональная русофобия. Если в ЕС дело дойдет до раскола и беспорядков из-за пандемии, это не будет иметь ничего общего со злонамеренными замыслами России, а станет лишь свидетельством позорного провала руководства Европейского Союза.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий