Неделю назад Министерство экономического развития России сигнализировало о снижении издержек для майнеров криптовалюты. Какие из этого можно сделать выводы?
Во-первых, это решение говорит о «бычьих» настроениях. Министерство, согласно сообщениям, рассматривает специальные тарифы на электроэнергию для майнеров биткоинов и прочих криптовалют, а также вопросы налогообложения при конвертации криптовалют в рубли, при условии, что указанные объекты майнинга построены в определенных регионах.
Одним из обоснований было то, что майнинг криптовалют стимулирует значительное увеличение выработки электроэнергии, обеспечивая при этом гибкую реакцию со стороны сети. Это означает, что в случае резкого изменения спроса, например, в результате неординарных погодных явлений, сеть может временно ограничить мощности или отключить майнеров, чтобы удовлетворить спрос на энергию там, где это наиболее актуально.
Во-вторых, этот шаг Москвы оказывает давление на западные державы. США, Британия и Европейский Союз не спешат принимать конкретные решения по биткоину и упрощению майнинга. И это нисколько не удивительно, так как неподконтрольность и децентрализованный характер биткоина не только угрожают нормальной работе системы SWIFT, но и существенно затрудняют контроль над движением капитала.
Кроме того, существуют серьезные опасения по поводу непрекращающейся инфляции, особенно в связи с тем, что она может подтолкнуть вверх цены на энергоносители. Это еще одна сфера, в которой Россия может сыграть ключевую роль, поскольку стимулирование майнинга не только будет способствовать развитию инфраструктурных проектов, но и повысит устойчивость энергосети.
В то время как цены на природный газ стремительно растут, стимулы к инвестированию в возобновляемые источники энергии снижаются, прежде всего из-за прерывистого производства энергии. Именно поэтому Россия будет вынуждена стремиться к снижению инфляции издержек путем включения операций по майнингу биткоина в энергетические проекты.
Ситуация усугубляется тем, что Китай оказывает военное давление на Тайвань, ключевого производителя микросхем в мире, от которого в значительной степени зависит технологический сектор экономики. Если война охватит этот регион, вполне можно ожидать дальнейшего роста цен по всем направлениям, поскольку технологии будут дорожать из-за растущего спроса при ограниченном предложении в случае остановки упомянутых производственных мощностей.
А теперь, действительно «большой вопрос», большой в смысле последствий на историческом и геополитическом уровне. Какую роль здесь играет биткоин?
Стимулируя майнинг, Россия посылает сигнал о растущей поддержке и высокой оценке формирующегося пакета активов и технологий, который сопровождает сетевые операции с биткоином. Кроме того, поскольку биткоин функционирует вне пределов границ какой-либо страны или группы стран, риск экономических санкций практически устраняется, если торговля ведется посредством такого нейтрального актива как биткоин.
Более того, страна, которая решилась бы принять такой актив в качестве платежного средства в торговле (а возможно даже осуществлять ценообразование на энергоносители в биткоинах), открыла бы свою экономику для торговли буквально со всем миром, тем самым способствуя росту спроса на товары и услуги.
Соединенные Штаты и их союзники в настоящее время фактически загнаны сразу в несколько тупиков. Могут ли они сейчас попытаться запретить биткоин и его обращение? Да, попытаться могут, но у них не получится. Китай уже пробовал это сделать, и неоднократно. То же самое относится к Индии. Не говоря уже о том, что в Соединенных Штатах есть немало политиков, выступающих за внедрение биткоина, таких как сенатор Синтия Люммис и губернаторы штатов, оказывающие политическую поддержку этому активу и сети.
Как говорится, биткоин одинаково хорош и для друзей и для врагов.
Вдобавок, в последнее время наблюдается массовый приток сетевого хешрейта, который пришел в США после печально известного запрета на майнинг в Китае. Больше того, в последнее время Федеральная корпорация страхования банковских вкладов (FDIC) рассматривает возможность оказания поддержки американским банкам, которые выразят готовность хранить биткоин на своих балансах.
Является ли обоснованным предположение, что Россия и Китай осуществляют свои планы в области криптовалюты чтобы не только извлечь выгоду, но и заставить США и другие страны Запада бороться с высокой инфляцией, тем самым ослабив гегемонию нефтедоллара? И сможет ли биткоин доказать всему миру, что он на самом деле является активом будущего, в котором союзники и враги действуют в одинаковых условиях? В таком случае вполне возможно, что в этой инфляционной среде мы увидим, как обе стороны стремятся не отстать друг от друга во внедрении и распространении биткоина.