Почему США не решаются отключить Россию от SWIFT

После ввода российских войск в два сепаратистских региона восточной Украины, Соединенные Штаты и их западные союзники готовы к развертыванию беспрецедентного пакета санкций с точки зрения охвата и размера экономики, попадающей под действие ограничений.

Тем не менее, несмотря на всю агрессивность, коалиция во главе с США, судя по всему, решила не блокировать России доступ к международной платежной системе SWIFT. Эксперты называют отключение от SWIFT «ядерным вариантом». Однако, некоторые специалисты заявляют, что эта характеристика – сильное преувеличение. Они полагают, что санкции, связанные с системой SWIFT, были бы гораздо менее эффективны по сравнению с теми, что направлены непосредственно против российских банков.

Итак, почему же санкции против российских банков по-прежнему обсуждаются, в то время как отключение от SWIFT западные партнеры сочли слишком далеко идущей мерой? На этот вопрос есть простой ответ: она может вызвать экономический шок, который американские политики и корпорации не хотели бы провоцировать.

Впрочем, есть более сложное и последовательное объяснение, которое связано со статусом американского доллара как глобальной резервной валюты. Отключение от SWIFT, вместо того, чтобы разрушить российскую экономику, может стать первым в череде событий, которые подстегнут развитие китайской и российской цифровых платежных систем. Кроме того, в долгосрочной перспективе эти санкции могут подтолкнуть развивающиеся страны к принятию систем, основанных на технологии блокчейн, что снизит зависимость глобальной экономики от существующей валютной системы, в которой доминирует доллар. Другими словами, последствия таких санкций могут спровоцировать дедолларизацию мировой экономики.

Около 11 тысяч финансовых учреждений, расположенных более чем в 200 странах, используют систему SWIFT для взаимных расчетов и трансфера ценных бумаг. Эта система была введена в эксплуатацию в 1977 году коалицией банков со штаб-квартирой в Берлине, отчасти для того, чтобы продемонстрировать «полный нейтралитет», которого стремится придерживаться система SWIFT.

В то же время, большинство транзакций в системе SWIFT осуществляются в долларах, что способствует укреплению статуса валюты США как мировой резервной валюты. Это дает Америке колоссальное влияние на мировую экономику, позволяет федеральному правительству привлекать средства на выгодных условиях, а также наращивать государственный долг, который на данный момент уже превышает 30 триллионов долларов, и влиять на иностранные государства посредством карательной денежно-кредитной политики. Несмотря на предполагаемый нейтралитет SWIFT, США дважды использовали свое исключительное положение, чтобы отключить Иран от этой международной системы. В обоих случаях санкции имели целью нанесение ущерба иранской экономике за счет ограничения внешней торговли.

Впрочем, даже у союзников США непростые отношения со SWIFT. Они знают, что их банки зависят от доступа к этой системе, но предпочли бы менее американоцентричную альтернативу. Так, например, в 2018 году  министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил: «Мы должны повысить уровень автономии Европы в торговле, экономической и финансовой политике». Что касается России и Китая, для них необходимость разработать альтернативу SWIFT является гораздо более острой.

Даже если на этот раз США решат не блокировать доступ России к SWIFT, такая мера может быть использована в качестве средства давления в будущем. Россия может обратиться к примеру Ирана, чтобы увидеть, какому удару может подвергнуться экспорт нефти в случае отключения от SWIFT. По оценкам Московского центра Карнеги, это привело бы к падению ВВП России на 5 процентов. Некоторые российские парламентарии даже заявили, что такой шаг был бы равносилен объявлению войны.

Таким образом, Соединенные Штаты пошли бы на слишком большой риск, изолировав Россию от SWIFT, поскольку это могло бы подтолкнуть коалицию недовольных стран к принятию ответных решений. Россия и Китай уже предлагали Европейскому Союзу помощь в совершенствовании его системы INSTEX, которая в настоящее время ограничивается обслуживанием гуманитарных платежей, разрешенных США.

Эксперимент Сальвадора с биткоинами также может выглядеть более привлекательным в контексте децентрализованной международной платежной системы, основанной на технологии блокчейн. Финансово-технологические компании, такие как Plaid, высказывали предположение, что эти технологии могут стать более быстродействующей и дешевой альтернативой SWIFT.

В долгосрочном периоде политика США в отношении SWIFT должна принимать во внимание предполагаемую угрозу дедолларизации. Однако, проблема в том, что пока не удается прийти к общему мнению относительно уровня угрозы. Что произойдет дальше, зависит от развития ситуации на местах в России и Украине. Администрация Байдена все еще взвешивает, какие санкции ввести, чтобы сдержать продвижение России на запад, в то время как Конгресс не пришел к консенсусу.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий